Concert Fantasia (G-dur), Op. 56
К трем монументальным фортепианным концертам Чайковского примыкает виртуозная концертная пьеса для фортепиано с оркестром, которую композитор назвал Концертной фантазией (1884). В этом своеобразном по замыслу сочинении, две части которого озаглавлены Quasi rondo и «Контрасты», отразились занимавшие его в этот период поиски новых оригинальных конструктивных решений и оркестрово-характеристических эффектов.
Первая часть близка по форме к сонатному allegro с обычной экспозицией и репризой, но с заменой разработки обширной сольной каденцией, на всем протяжении которой оркестр паузирует.
В свободно трактованной сонатной форме без разработки написана и вторая часть фантазии, первоначально предназначавшаяся для оркестровой сюиты. Тематизм произведения носит в основном народно-жанровую окраску: ритмически острым плясовым темам главной партии в обеих частях контрастируют более напевные побочные, а предшествующее финалу большое Andante cantabile с его широким песенным мелодизмом компенсирует отсутствие самостоятельной медленной части.
Ю. Келдыш