«Очарованный странник» — опера для концертной сцены в двух актах для трёх солистов, хора и оркестра Родиона Щедрина, либретто композитора по одноимённой повести Н. С. Лескова (2002).
Опера была написана по заказу американского дирижёра Лорина Маазеля и посвящена ему. 19 декабря 2002 года состоялось премьерное концертное исполнение оперы Нью-Йоркским филармоническим оркестром под руководством Маазеля в нью-йоркском концертном зале Эвери Фишер-холл.
10 июля 2007 года в концертном зале Мариинского театра опера «Очарованный странник» была впервые исполнена в России солистами, хором и оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева также в концертном исполнении. Через год, 26 июля 2008 года, эти же исполнители осуществили сценическую постановку оперы.
С начала 1990 г. Родион Константинович Щедрин сотрудничал с Лорином Маазелем, возглавлявшим Нью-Йоркскую филармонию в качестве артистического директора. Дирижер осуществил американские премьеры ряда сочинений Щедрина, а в 2002 г. он заказал композитору оперу, которая могла бы быть поставлена в Нью-Йоркской филармонии. Выбор сюжета был предоставлен самому Щедрину, и композитор предложил свое любимое литературное произведение – повесть Николая Семёновича Лескова «Очарованный странник». По мнению Щедрина, творчество Лескова отражает русскую душу даже в большей степени, что произведения Льва Николаевича Толстого или Федора Михайловича Достоевского (возможно, по этой причине писатель менее известен за пределами России). В «Очарованном страннике» композитора привлекла мощь характеров и драматизм сюжета.
Либретто оперы «Очарованный странник» композитор написал сам. Произведение создавалось для представления не в театре, а в концертном зале, и это в определенной степени наложило отпечаток на облик произведения. Наряду с хором и оркестром в исполнении участвуют всего три солиста. Один из них – тенор – воплощает образы нескольких людей, встречавшихся на жизненном пути главного героя (Засеченный монах, Князь, Старик в лесу, Магнетизер). Партия центрального героя, послушника Валаамского монастыря Алексея Северьяновича Флягина, поручена басу, а единственная в опере женская партия – цыганки Груши – исполняется меццо-сопрано.
В этой «опере для концертного зала» мало внешнего действия, но это не входит в противоречие с тем глубоким драматизмом, который присущ произведению. Опера воспринимается как «картина», слагающаяся из трагических исповедей героев. Действие сочетается с повествовательностью – каждый из исполнителей не только воплощает образ того или иного действующего лица, но и выполняет функцию рассказчика.
Композитор предпочитал не говорить о своем сочинении как о «современной музыке» в том смысле, какой обычно вкладывается в это словосочетание (нечто малопонятное широкой публике), но он не боялся отходить от таких традиционных форм, как арии или дуэты. Одним из достоинств избранного сюжета представлялась ему возможность обратиться к различным пластам русской музыки, включая и древние, глубинные, и относительно близкие к современности, но все это причудливо переплавляется в музыкальном мышлении современного композитора. Например, героиня оперы Груша – цыганка, и это располагает к использованию цыганских интонаций, но композитор не цитирует их откровенно, а лишь едва намечает.
В сложную, насыщенную диссонирующими созвучиями музыкальную ткань оперы вплетаются многообразные интонации, исходящие из разных истоков: русская протяжная, плач-причитание, русская литургическая музыка. Значительную роль играет звучание колоколов. Стремясь к полному раскрытию русской души, композитор расширяет состав симфонического оркестра, вводя в него гусли и балалайку.
Сюжет
Действие первое
Иван Северьянович Флягин, послушник Валаамского монастыря, вспоминает о своей жизни. В отрочестве он однажды «смеха ради» ударом кнута нечаянно убил монаха. Монах явился ему в видении, укоряя за то, что Иван лишил его жизни, не дав покаяться. Он же рассказал Ивану Северьянычу, что тот – «обещанный» Богу сын, и дал «знамение»: будет Флягин много раз погибать и ни разу не погибнет, пока не придет ему настоящая «погибель», и отправится он во исполнение материнского «обещания» в монастырь, на Валаам-остров. Хоть и не поверил Иван Северьянович, а сбылось пророчество монаха. Странствуя, попал Иван в плен к татарам и прожил с ними в самых Рынь-песках десять лет. Бежал от татар, повстречал пастухов на пути из плена, а возвратившись в родные места, поступил на службу к Князю, который оценил его умение хорошо разбираться в лошадях. Однако после трех лет усердной службы начали Ивана Северьяновича одолевать запои. В одном из трактиров Флягин познакомился со спившимся барином, который обладал даром гипноза. В ту же ночь в другом трактире Иван Северьяныч растратил все деньги, оставленные ему Князем, на прекрасную певунью – цыганку Грушеньку.
Действие второе
Когда Князь потребовал от Ивана Северьяновича пять тысяч рублей, что были доверены ему, Флягин, повинившись, рассказал о прекрасной цыганке. Влюбившись в Грушу, Князь отдал табору огромный выкуп – полсотни тысяч рублей золотом – и забрал ее к себе в дом. Но Князь – человек переменчивый, и Груша ему быстро наскучила. Во время поездки в город Иван Северьянович узнал, что его хозяин собирается жениться на богатой дворянке, а вернувшись домой, он не застал цыганку: Князь тайно отвез ее в лес, на болото. Однако Груша сбежала из заточения, встретилась с Флягиным и, взяв с него страшную клятву, попросила убить ее, поскольку иначе она сама убьет неверного Князя и его молодую невесту. Иван Северьянович, исполняя Грушину просьбу, скинул ее с крутизны в реку. В видениях Флягин слышит голоса убиенных им монаха и цыганки Груши.
На фото: Сергей Алексашкин в роли Ивана Северьяновича Флягина в спектакле Мариинского театра