Kammermusik
Камерно-инструментальное творчество Людвига ван Бетховена не исчерпывается струнными квинтетами и квартетами, фортепианными и струнными трио – композитор создал немало ансамблей для различных составов с участием струнных, духовых и фортепиано в разнообразных сочетаниях. Это было связано с практикой любительского музицирования той эпохи – исполнители-любители могли собираться в многообразных комбинациях, иной раз весьма неожиданных.
Так, в 1794 г. Бетховен создает Трио для двух гобоев и английского рожка, прекрасно подходящее для любительского исполнения – несложное в техническом отношении, но мелодичное, приятное и требующее от музыкантов не столько виртуозности, сколько хорошего чувства ансамбля. Для подобного состава написаны Вариации на тему из оперы Моцарта «Дон-Жуан», впервые представленные публике в 1797 г. в Вене в рамках благотворительного концерта в пользу вдов и сирот. В этом произведении композитор изменил тональность темы, учитывая особенности английского рожка, но в целом тема остается узнаваемой в процессе варьирования, обрастая декоративными деталями.
Выбор того или иного исполнительского состава мог диктоваться музыкальными вкусами знатных музыкантов-любителей. Например, в 1796 г. во время концертной поездки Бетховен был представлен в Праге княгине Жозефине фон Клари-Алдринген. Эта аристократка играла на мандолине, и композитор создал четыре произведения для ее любимого инструмента в сопровождении фортепиано или клавесина: две сонатины, Andante с вариациями и Adagio.
Одним из самых успешных опытов начинающего композитора в области сонатной формы стал Октет для двух гобоев, кларнетов, валторн и фаготов, который создан был в 1792 г. в Бонне (вероятно, по заказу курфюрста). В 1793 г., обучаясь у Йозефа Гайдна, композитор переработал произведение (своему наставнику он представил его как новое сочинение). Два года спустя октет был переработан в струнный квинтет, а оригинальная версия была издана только после смерти композитора, в 1830 г.
В Квинтете для духовых инструментов и фортепиано ми-бемоль мажор Op. 16, созданном в 1796 г., определенно ощущается влияние Гайдна и Моцарта, но примечательной чертой выглядит противопоставление партий фортепиано и четырех духовых инструментов. Так, во вступлении к первой части – Grave – Allegro ma non troppo – духовые «отвечают на призыв» фортепиано, а затем повторяют за ним главную партию. Стиль квинтета близок к серенадам Моцарта, но в партии фортепиано уже прорывается «грохочущее» бетховенское звучание. Впоследствии этот квинтет был переработан автором в трио.
Секстет для двух кларнетов, двух валторн и двух фаготов написан в 1796 г., но опубликован намного позднее – в 1810 г., при этом композитор сообщил издателю, что написал секстет за одну ночь. Это не похоже на Бетховена, который всегда очень тщательно отделывал каждую тему – но тот факт, что ни одного эскиза к этому произведению так и не было обнаружено, кажется подтверждением слов Бетховена. Четырехчастный цикл следует традиционной модели венского классицизма – сонатное allegro с медленным вступлением, медленная часть, менуэт, рондо – но чувствуется «почерк» молодого композитора, ищущего новые пути. Например, в первой части Бетховен «исследует» крайние регистры инструментов.
Немалой популярностью пользовался при жизни автора Септет для фагота, кларнета, валторны, скрипки, виолончели, альта и контрабаса Op. 20. Это произведение, созданное в 1800 г., близко к дивертисментам. Позднее композитор переработал его в трио.
С 1806 г. Бетховен сотрудничал с эдинбургским издателем Джорджем Томсоном, для которого создавал обработки народных песен. По его заказу в 1818 г. были написаны Шесть вариаций для фортепиано и флейты или скрипки на темы пяти народных шотландских мелодий и одной австрийской. В последующие два года для этого издателя композитор создает Десять вариаций для такого же инструментального состава, в котором используются две тирольские народные песни, шесть шотландских, а также русская и украинская.
Камерно-ансамблевые сочинения для различных составов являлись для Бетховена своеобразной «творческой лабораторией», в которой композитор «исследовал» возможности музыкальных форм, и самих инструментов, в особенности это относится к раннему периоду творчества.