Clarinet Quintet (h-moll), Op. 115
В 1890 г. Иоганнес Брамс – не создавший ни одного произведения в течении предшествующего года и уже задумывавшийся о полном прекращении творческой деятельности в качестве композитора – открывает для себя новую область творчества. Таковой становятся камерно-инструментальные ансамбли с участием кларнета. Он уже был автором одного фортепианного трио с участием духового инструмента – валторны, но кларнет в таком качестве заинтересовал композитора впервые. Этим он был обязан замечательному исполнителю на кларнете – Рихарду Мюльфельду. Он был известен как лучший исполнитель очень сложных кларнетовых концертов Вольфганга Амадея Моцарта и Карла фон Вебера, а среди современников Брамс был не единственным композитором, кого он вдохновил – для него сочиняли Анри Марто, Карл Райнеке, Чарльз Стэнфорд, Густав Йеннер, Вальдемар фон Бауснерн. Кларнетист был удостоен Королевской Баварской золотой медали Людвига и других высоких наград. Брамс настолько уважал этого музыканта, что отчислял ему все гонорары за исполнение своих сочинений с участием кларнета. Иоганнес Брамс создал четыре таких произведения, и особое место занимает среди них Квинтет для кларнета, двух скрипок, альта и виолончели си минор, завершенный в 1891 г.
В исполнительской манере Мюльфельда Брамсу особенно нравился мягкий, трепетный звук – за это композитор назвал исполнителя «Fräulein-Klarinette». Такое качество – как и сама природа инструмента – располагает к ведущей роли песенного лирического начала, которое царит почти безраздельно в произведениях Брамса с участием кларнета, в том числе и в Квинтете.
Композитор мастерски использует особенности кларнета – матовое, глуховатое звучание в низком регистре, подвижность, сопоставимая с выразительностью человеческого голоса, в среднем. Кларнету доступны и пассажи, и декламационность, и элегическая кантилена – все это присутствует в Квинтете. Более того – специфика инструмента в этом произведении выявилась даже в большей степени, чем в других брамсовских сочинениях с участием кларнета. Если сонаты для кларнета и фортепиано прекрасно звучат в альтовой и скрипичной версиях, то в Квинтете кларнет поистине незаменим. Он предстает в различных ипостасях, создавая особые тембровые эффекты в слиянии со струнными, украшая их мелодические линии легкими арпеджированными пассажами, выступая на первый план в сольных мелодиях импровизационного склада.
В первой части Квинтета – Allegro – главная партия несколько напоминает основную тему кларнетового Трио, в обеих темах присутствует движение по тоническому трезвучию, но в Квинтете оно окружается неустойчивыми звуками и напряженными гармониями: в пределах одной темы уверенность контрастно сочетается с мучительными сомнениями. Уменьшенная кварта и полутоновые опевания придают теме скорбный оттенок. Кларнет появляется не сразу, его элегическому монологу отвечают альт и виолончель, затем – скрипки. Все темы, появляющиеся в первой части в дальнейшем, отличаются краткостью и возникают по принципу производного контраста. Таковы активная и действенная связующая, светлая и мечтательная побочная, взволнованная и радостная заключительная. Все темы экспозиции отличаются от главной партии по фактуре и ритмической организации, но родственны ей по интонациям, которые пронизывают все пласты музыкальной ткани. В отличие от многих других сонатных allegro Брамса, в Квинтете экспозиция повторяется, но в репризе главная партия появляется в сокращенном виде – без первого четырехтактового построения. Итог развитию подводит драматическая кода.
Хрупкая и нежная вторая часть – Adagio – напоминает колыбельную. В гармоническом мажоре возникает интонация уменьшенной кварты, но здесь она воплощает не скорбь, а ощущение таинственности, которое усиливает полифоническая фактура. Вторая тема – в вальсовом движении – возникает у скрипок, она сменяется скорбным «речитативом» кларнета.
Лирическое начало получает развитие в последующих частях. В третьей части – Andantino – крайние разделы основываются на ре-мажорной песенной теме, но в среднем разделе – Presto non assai, ma con sentimento – имеющем сонатную форму, та же тема, излагаясь в параллельной тональности (си миноре) приобретает скерциозный, беспокойный облик.
Финал – Con moto – представляет собой вариации на тему в объеме уменьшенной кварты. Интонация этого интервала играла весьма важную роль в первой части, и потому возвращение ее интонаций в конце финала кажется очень естественным и логичным. Вспоминаются слова Брамса из письма Кларе Шуман, написанного тремя годами позже – завершив составление сборника немецких народных песен, ставшего для него своеобразным «духовным завещанием», композитор обращает внимание на то, что заканчивается он той же мелодией, которая присутствовала в его Сонате для фортепиано № 1 до мажор Op. 1: «Надо… представить себе змею, которая кусает себя за хвост… история закончена, круг замкнулся». Подобное «замыкание круга» происходит в Квинтете для кларнета и струнных си минор.
Камерно-инструментальное творчество Брамса →