Дворжак. «Кипарисы» для струнного квартета

Cypresses for string quartet, B.152

Композитор
Год создания
1887
Жанр
Страна
Чехия
Антонин Дворжак / Antonín Dvořák

В 1864 г. Антонин Дворжак, посетив театр, впервые увидел талантливую молодую актрису Йозефину Чермакову, исполнявшую роли наивных и сентиментальных юных героинь. Придет время, и ее сестра Анна станет супругой композитора – но это будет позднее, а в то время воображением молодого человека, прежде избегавшего общения с женщинами, завладела Йозефина – обаятельная, стройная девушка с пышными черными волосами. Вскоре ее отец – ювелир Ян Чермак – предложил Антонину давать уроки музыки обеим его дочерям, Йозефине и Анне. Благодаря этому он получил возможность чаще видеться со своей возлюбленной, но яркая красавица, окруженная в театре атмосферой всеобщего поклонения, не отвечала взаимностью застенчивому юноше, хотя ей и льстило его внимание.

Неразделенная любовь – предмет, ставший центральной темой искусства XIX столетия (от «Прекрасной мельничихи» Франца Шуберта до «Песен странствующего подмастерья» Густава Малера) – нашла выражение и в музыкальном творчестве. В 1865 г. рождается вокальный цикл «Кипарисы» на стихи чешского поэта Густава Пфлегер-Моравского. Много лет спустя композитор говорил об этих песнях: «Представьте себе влюбленного юношу – вот их содержание!». Вокальному циклу присуща искренность лирического чувства, однако это юношеское сочинение не лишено недостатков: аккомпанемент в некоторых моментах чрезмерно усложнен, чешские исследователи усматривают несоблюдение законов декламации поэтического текста. Дворжак, всегда отличавшийся самокритичностью, осознавал эти недостатки и поэтому не опубликовал «Кипарисы», но и не уничтожил – все-таки это произведение было дорого ему как память о первой любви. В последующие годы он включал музыкальный материал вокального цикла в различные произведения – например, цикл фортепианных пьес «Силуэты», но наиболее интересное и неожиданное продолжение получила история «Кипарисов» в 1887 г.

Разбирая старые рукописи, Дворжак обнаружил юношеский вокальный цикл и решил сделать его инструментальное переложение. Сама идея инструментальных транскрипций вокальных произведений была не нова – достаточно вспомнить произведения Ференца Листа – но, как правило, речь шла о виртуозных фортепианных пьесах, в которых вокальная мелодия становилась «отправной точкой» для блестящих вариаций, в которых солист мог демонстрировать свою виртуозную технику. Дворжак идет другим путем – он аранжирует песни не для фортепиано, а для струнного квартета, не делая акцент на виртуозности, а сохраняя лирическую природу. В результате получаются своеобразные «песни без слов» (хотя Дворжак и не дал этому циклу миниатюр такого определения) – этот жанр существовал в европейской музыке со времен Феликса Мендельсона-Бартольди, но, опять же, речь шла о фортепианных произведениях. Впрочем, при всем своем новаторстве, такое решение представлялось логичным: для вокальной природы «песни без слов» струнные инструменты подходят даже больше, чем фортепиано – ведь их «поющее» звукоизвлечение намного ближе к человеческому голосу.

Цикл миниатюр для струнного квартета «Кипарисы» максимально приближен к своему вокальному прообразу – Дворжак даже сохранил названия песен. Из восемнадцати номеров вокального цикла он выбрал двенадцать и расположил их таким образом, чтобы тонко выстроить баланс темпов и эмоциональных состояний – по принципу чередования контрастных миниатюр. Мелодии песен в основном сохранили свой первоначальный облик, и только в некоторых номерах они были расширены за счет повторений. Гармонию композитор тоже оставил в неприкосновенности, сохранил и очертания фактуры, характерные для вокальной музыки – мелодию ведет один инструмент, берущий на себя роль «певца» (в большинстве случаев – скрипка, иногда – альт), а между тремя другими инструментами распределяются элементы фактуры, в вокальном цикле исполнявшиеся фортепиано.

Премьера цикла миниатюр для струнного квартета «Кипарисы» состоялась в Праге в январе 1888 г. (были исполнены лишь некоторые номера). Для своего времени это произведение было весьма необычным, по этой причине издатели не проявляли к нему интереса при жизни автора. Цикл был опубликован только в 1929 г.

Камерно-инструментальное творчество Дворжака

реклама

вам может быть интересно

Шуберт. Месса No. 4 Вокально-симфонические
Макс Регер. Сонаты для скрипки соло Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама