Arpeggione Sonata (a-moll), D. 821
В 1823 г. австрийский музыкальный мастер Иоганн Георг Штауфер изготовил новый музыкальный инструмент, призванный соединить в себе достоинства разных видов струнных инструментов – как щипковых, так и смычковых. Подобно гитаре, инструмент являлся шестиструнным, а гриф его разделялся на лады, однако метод звукоизвлечения сближал его с виолончелью. Он имел несколько названий – «гитара-виолончель», «гитара любви», а также «арпеджионе».
Изобретение Штауфера покорило современников. «Обаяние и проникновенность… превосходны», – с восторгом писал музыкальный критик Фридрих Август Канне, отмечавший сходство тембра арпеджионе с гобоем в верхнем регистре и с бассетгорном (разновидностью кларнета) в низком. Винценц Шустер – первый музыкант, представивший публике «гитару любви» – делал переложения творений композиторов-современников, но ни один музыкальный инструмент не может существовать за счет одних только переложений, арпеджионе нужен был оригинальный репертуар.
Одним из композиторов, по достоинству оценивших новый инструмент, стал Франц Шуберт. В 1824 г. он создает сонату для арпеджионе и фортепиано. Как это всегда бывало у Шуберта, в инструментальном произведении он остается «песенным композитором». Интонационный строй сонаты тесно связан с бытовым романсом, и даже в развитии музыкального материала есть нечто от песенных принципов. Например, первое проведение темы в первой части напоминает вступление к песне, «вокальным» выглядит и ее последующее изложение у арпеджионе (и это кажется естественным для такого «поющего» инструмента). Углубленностью отличается печальная вторая часть – Adagio. Третья часть основывается на танцевальных ритмах, в нее проникают даже интонации йодля. Первым исполнителем шубертовской сонаты был Шустер.
Сценическая «жизнь» арпеджионе оказалась яркой, но недолгой: инструмент был весьма популярен в 1820-х гг., но в скором времени о нем забыли – «гитара любви» не выдержала конкуренции с виолончелью. Однако произведение Шуберта забыто не было: оно заняло место в репертуаре виолончелистов, а память об инструменте, для которого оно создавалось, сохранилось в заглавии, закрепившемся за ним – это творение Шуберта ныне известно как Соната «Арпеджионе».
В конце XX столетия поднимается волна интереса к аутентичному исполнительству. Среди инструментов прошлого, которые «возвратились из музеев на сцену», присутствует и арпеджионе. Сегодня шубретовскую Сонату «Арпеджионе» можно услышать не только в исполнении виолончелистов, но и в оригинальном варианте – на том инструменте, для которого создавал ее композитор.
Соната для арпеджионе и фортепиано Франца Шуберта (1824) стала одним из первых сочинений, написанных для инструмента, изобретенного венским мастером Иоганном Штауфером в 1823 году. Этот инструмент сочетает в себе признаки виолончели и гитары. В 1820-х годах арпеджионе пользовалось популярностью, однако уже спустя десятилетие был забыт, и вспомнили о нем лишь в конце ХХ века в связи с интересом к аутентичному звучанию.
Сонату Шуберта традиционно исполняют на виолончели или альте, а слово «арпеджионе» нередко фигурирует в качестве ее названия. Отличительной особенностью произведения является его непосредственная связь с бытовым романсом. Песенные принципы, столь характерные для творчества Шуберта, выражаются не только в опоре на соответствующий круг интонаций, но и в манере подачи и развития музыкального материала.
Так, начальное проведение темы первой части — типичное вступление к романсу; его переизложение у солирующего альта в сопровождении фортепиано — тоже типичный образец вокального письма. Во второй части (Adagio) — более углубленный образ, драматическое переосмысление которого порождает скорбное послесловие (такие подытоживающие распевные заключения нередки в зрелых песнях Шуберта). Финал сонаты основан на танцевальном материале, в его замысле прослеживается идея «раскрепощения чувств», которая особенно выявляется в эпизоде, построенном на восторженных интонациях йодля.
Надежда Кулыгина
Камерно-инструментальное творчество Шуберта →