«Хороводы» — концерт для оркестра русского советского композитора Родиона Щедрина (1989).
Сочинение писалось по заказу из Японии для Интернациональной программы музыки в Сантори-холл (Токио). Там же 2 ноября 1989 года и состоялась мировая премьера «Хороводов» в исполнении Токийского симфонического оркестра под управлением Н. Тоцука.
Организаторы концертов попросили Щедрина написать оркестровое сочинение «в русском духе». Токийские Интернациональные программы ставили перед авторами весьма необычные условия. Каждому композитору, принимавшему в них участие, для своего концерта предлагалось отобрать три сочинения: композитора, более молодого, чем он, в будущее которого он верит; классическое произведение, оказавшее на него большое влияние; и, наконец, свой собственный новый опус. Щедрин предложил «Ритуал» Шнитке, «Картинки с выставки» Мусоргского и свои «Хороводы».
В японскую атмосферу Щедрин ввёл сочинение настолько русское, насколько это вообще было возможно в конце XX столетия. «Хороводы» — это причудливый синтез и подлинно русских мотивов (на фоне деревенской природы), и «языческая» линия Стравинского, идущая от «Весны Священной» (попевки, пряность гармоний, энергия ритма), и неповторимый стиль самого Щедрина. Классический симфонический оркестр обновлён использованием редких видовых инструментов, таких как блокфлейта, кларнет-пикколо, труба-пикколо (им поручаются важные соло), а среди ударных — русские деревянные ложки, набор бубенцов русской тройки.
«Хороводы» одночастны, как и три предшествующих концерта для оркестра Щедрина («Озорные частушки», «Звоны», «Старинная музыка российских провинциальных цирков»). По сути в этих сочинениях Щедрин создал специфический жанр — программного оркестрового концерта.
П. Великанов