Камиль Сен-Санс. Фортепианное трио No. 1

Композитор
Год создания
1864
Дата премьеры
20.01.1865
Жанр
Страна
Франция
Камиль Сен-Санс / Camille Saint-Saëns

Трио для скрипки, виолончели и фортепиано № 1 фа мажор, Op. 18 — сочинение французского композитора Камиля Сен-Санса (1864).

Камиль Сен-Санс в своем творчестве уделил немало внимания камерному жанру, используя как необычные сочетания инструментов, так и классические составы, в частности, трио для скрипки, виолончели и фортепиано. В жанре фортепианного трио композитор создал два произведения. Первое из них – Фортепианное трио № 1 фа мажор – родилось в 1864 г. В то время Камиль Сен-Санс посетил Овернь и Пиринеи, и создание произведения было связано с теми впечатлениями, которые получил он во время этой поездки. В этом жизнерадостном трио отразилось и упоение красотой природы, и очаровательная простота народных песен, которые мог слышать композитор во время своего путешествия.

Музыка Первого фортепианного трио исполнена лучезарных эмоций, привлекая очарованием простоты: диатонические мелодии, скромные гармонические средства. Это даже могло бы произвести впечатление некоторой поверхностности, если бы такие средства не сочетались с изяществом фактуры, интересным голосоведением, переменчивостью упругого ритма.

Французская публика в то время интересовалась прежде всего оперой, ее вкусам следовало большинство композиторов, и у двадцативосьмилетнего Сен-Санса, создававшего камерно-ансамблевое сочинение, не было возможности опереться на какие-либо французские музыкальные традиции в этой области – их попросту не было. Ясность и «прозрачность» Фортепианного трио № 1 вызывает ассоциацию со стилем Феликса Мендельсона-Бартольди, но именно эти качества, своеобразно преломляемые у Сен-Санса, впоследствии будут, благодаря ему, связываться с французским стилем.

Первая часть фа-мажорного Фортепианного трио – Allegro vivace – открывается лаконичной, но очень энергичной темой, имеющей танцевальную природу. Ее излагает виолончель на фоне подвижных фигураций в фортепианной партии. Особую легкость и подвижность придает ей размер, постоянно сменяющийся с двухдольного на трехдольный. Эта тема задает тон всей первой части с ее светлым, солнечным колоритом, «журчанием ручьев» и «шелестом листьев». Тему «перенимает» скрипка – излагаясь в более высоком регистре, главная партия становится еще боле светлой и радостной. Тематический материал появляется и в фортепианной партии, скрипка сопровождает его оживленными фигурациями.

Главная партия развивается уже в процессе изложения. Широкие ходы струнных на фоне фортепианных пассажей предваряют появление побочной партии – такой же легкой и светлой, но более напевной. Ее излагают скрипка и виолончель – то в параллельном движении, то в «диалоге». В фортепианной партии лаконичные аккорды сменяются «волнами» пассажей. Заключительная партия строится на интонациях главной, которые звучат теперь утвердительно, поддерживаемые мощными аккордами фортепиано. В разработке элементы главной партии приобретают минорный колорит – словно «облако набегает на солнце». Их секвенционное развитие приобретает даже драматический оттенок – но ненадолго, мажорный лад возвращается. В репризе восстанавливается образный строй экспозиции, утверждаемый в коде ликующими пассажами фортепиано и решительными «возгласами» струнных.

Часть вторую – Andante – можно соотнести с картиной таинственного ночного или сумеречного пейзажа. На фоне выдержанного, словно бесконечно тянущегося скрипичного звука фортепиано задумчиво и затаенно проводит маршеобразную тему с пунктирным ритмом. Связь с фольклорными образцами подчеркивается одноголосным изложением (в октавном удвоении) – подобные мелодии композитор вполне мог слышать в Пиринеях. Октавный унисон сохраняется и позже, когда к фортепиано присоединяется скрипка. Фортепиано то сопровождает струнные строгими аккордами, то присоединяется к их октавному унисону, но постепенно фактура становится более разнообразной.

Появляется вторая тема, сочетающая в себе напевную протяженность с «речевыми» интонациями. Кантиленное начало получает развитие во вдохновенной лирической мелодии, пропеваемой скрипкой и виолончелью на фоне взволнованного фортепианного аккомпанемента. Лирическая экспрессия второй темы внезапно сменяется возвращением маршевых интонаций первой темы, которые в своем развитии приобретают тревожное звучание, но пунктирный ритм вновь сменяется ровными длительностями поэтичной кантилены. Завершается Andante возвращением первой – маршевой – темы в первоначальном виде, но теперь ее изложение сразу поручается струнным.

Часть третья – Scherzo: Presto – краткое, но очень игривое скерцо с остроумными перекличками фортепиано и струнных. В некоторых моментах возникает органный пункт, напоминающий о традициях народного музицирования.

Финал – Allegro – открывается краткими репликами, которыми обмениваются скрипка и виолончель на фоне фортепианных фигураций. В них скрыта мелодия, которая постепенно выступает на первый план. Четвертая часть очень активна, действенна, насыщена эмоциональными контрастами. Кода напоминает оживленный народный танец.

реклама

вам может быть интересно

Рахманинов. Романс для струнного квартета Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама