Трио для скрипки, виолончели и фортепиано № 1 фа мажор, Op. 18 — сочинение французского композитора Камиля Сен-Санса (1864).
Камиль Сен-Санс в своем творчестве уделил немало внимания камерному жанру, используя как необычные сочетания инструментов, так и классические составы, в частности, трио для скрипки, виолончели и фортепиано. В жанре фортепианного трио композитор создал два произведения. Первое из них – Фортепианное трио № 1 фа мажор – родилось в 1864 г. В то время Камиль Сен-Санс посетил Овернь и Пиринеи, и создание произведения было связано с теми впечатлениями, которые получил он во время этой поездки. В этом жизнерадостном трио отразилось и упоение красотой природы, и очаровательная простота народных песен, которые мог слышать композитор во время своего путешествия.
Музыка Первого фортепианного трио исполнена лучезарных эмоций, привлекая очарованием простоты: диатонические мелодии, скромные гармонические средства. Это даже могло бы произвести впечатление некоторой поверхностности, если бы такие средства не сочетались с изяществом фактуры, интересным голосоведением, переменчивостью упругого ритма.
Французская публика в то время интересовалась прежде всего оперой, ее вкусам следовало большинство композиторов, и у двадцативосьмилетнего Сен-Санса, создававшего камерно-ансамблевое сочинение, не было возможности опереться на какие-либо французские музыкальные традиции в этой области – их попросту не было. Ясность и «прозрачность» Фортепианного трио № 1 вызывает ассоциацию со стилем Феликса Мендельсона-Бартольди, но именно эти качества, своеобразно преломляемые у Сен-Санса, впоследствии будут, благодаря ему, связываться с французским стилем.
Первая часть фа-мажорного Фортепианного трио – Allegro vivace – открывается лаконичной, но очень энергичной темой, имеющей танцевальную природу. Ее излагает виолончель на фоне подвижных фигураций в фортепианной партии. Особую легкость и подвижность придает ей размер, постоянно сменяющийся с двухдольного на трехдольный. Эта тема задает тон всей первой части с ее светлым, солнечным колоритом, «журчанием ручьев» и «шелестом листьев». Тему «перенимает» скрипка – излагаясь в более высоком регистре, главная партия становится еще боле светлой и радостной. Тематический материал появляется и в фортепианной партии, скрипка сопровождает его оживленными фигурациями.
Главная партия развивается уже в процессе изложения. Широкие ходы струнных на фоне фортепианных пассажей предваряют появление побочной партии – такой же легкой и светлой, но более напевной. Ее излагают скрипка и виолончель – то в параллельном движении, то в «диалоге». В фортепианной партии лаконичные аккорды сменяются «волнами» пассажей. Заключительная партия строится на интонациях главной, которые звучат теперь утвердительно, поддерживаемые мощными аккордами фортепиано. В разработке элементы главной партии приобретают минорный колорит – словно «облако набегает на солнце». Их секвенционное развитие приобретает даже драматический оттенок – но ненадолго, мажорный лад возвращается. В репризе восстанавливается образный строй экспозиции, утверждаемый в коде ликующими пассажами фортепиано и решительными «возгласами» струнных.
Часть вторую – Andante – можно соотнести с картиной таинственного ночного или сумеречного пейзажа. На фоне выдержанного, словно бесконечно тянущегося скрипичного звука фортепиано задумчиво и затаенно проводит маршеобразную тему с пунктирным ритмом. Связь с фольклорными образцами подчеркивается одноголосным изложением (в октавном удвоении) – подобные мелодии композитор вполне мог слышать в Пиринеях. Октавный унисон сохраняется и позже, когда к фортепиано присоединяется скрипка. Фортепиано то сопровождает струнные строгими аккордами, то присоединяется к их октавному унисону, но постепенно фактура становится более разнообразной.
Появляется вторая тема, сочетающая в себе напевную протяженность с «речевыми» интонациями. Кантиленное начало получает развитие во вдохновенной лирической мелодии, пропеваемой скрипкой и виолончелью на фоне взволнованного фортепианного аккомпанемента. Лирическая экспрессия второй темы внезапно сменяется возвращением маршевых интонаций первой темы, которые в своем развитии приобретают тревожное звучание, но пунктирный ритм вновь сменяется ровными длительностями поэтичной кантилены. Завершается Andante возвращением первой – маршевой – темы в первоначальном виде, но теперь ее изложение сразу поручается струнным.
Часть третья – Scherzo: Presto – краткое, но очень игривое скерцо с остроумными перекличками фортепиано и струнных. В некоторых моментах возникает органный пункт, напоминающий о традициях народного музицирования.
Финал – Allegro – открывается краткими репликами, которыми обмениваются скрипка и виолончель на фоне фортепианных фигураций. В них скрыта мелодия, которая постепенно выступает на первый план. Четвертая часть очень активна, действенна, насыщена эмоциональными контрастами. Кода напоминает оживленный народный танец.