Piano Quintet No. 2 (A-dur), Op. 81, B. 155
Фортепианный квинтет № 2 ля мажор Антонина Дворжака появился на свет почти случайно. В 1887 г. композитор решил разобрать свои старые сочинения, которые не были опубликованы, чтобы представить какие-либо из них издателям. Он вспомнил о ля-мажорном фортепианном квинтете, который написал пятнадцатью годами раньше – в 1872 г., но так и не смог его найти. Отчаявшись отыскать ту партитуру, композитор принялся за работу – и в результате родилось новое произведение для фортепиано и квартета струнных инструментов, и этот новый фортепианный квинтет тоже был ля-мажорным.
Впрочем, сходство между двумя произведениями ограничивается исполнительским составом и тональностью – в остальном два фортепианных квинтета Антонина Дворжака глубоко различны, и дело не только в разном построении цикла (Первый фортепианный квинтет – трехчастный, Второй – четырехчастный). Если на момент создания ля-мажорного Фортепианного квинтета № 1 Дворжак еще находился в состоянии поиска своего творческого пути, то Фортепианный квинтет № 2 написан уже вполне сложившимся творцом, обладающим ярко выраженной индивидуальностью композиторского стиля, в котором важную роль играет национальное своеобразие музыки.
Некоторые черты сближают Второй фортепианный квинтет с фа-минорным Фортепианным трио – симфоничность и масштабность музыкального развития здесь тоже сочетается с лирически-исповедальным тоном, проникновенным выражением мироощущения композитора, хотя эмоциональная окраска произведений различна. Произведение богато тонкими оттенками чувств, но в целом его отличает светлый колорит, гармоничное и оптимистическое мироощущение, которое присуще многим творениям Антонина Дворжака. Эмоциональные оттенки постоянно меняются даже в пределах одной темы – например, мечтательная, задумчивая главная партия постепенно приобретает решительный характер, а побочная партия от меланхолии переходит к радости. Такому богатству эмоциональных оттенков в немалой степени способствуют красочные ладовые сопоставления – так, в первой теме главной партии первой части сменяют друг друга одноименные тональности (ля мажор и ля минор), а обе темы экспозиции финала «колеблются» между параллельными тональностями (ля мажор и фа диез минор в главной партии, ми мажор и до диез минор в побочной).
В построении развернутого четырехчастного цикла Квартета взаимодействуют различные драматургические принципы, определяющие группировку частей. Первые две части – Allegro ma non tanto и Dumka. Andante con moto – с их сосредоточенностью и психологической углубленностью противопоставляются третьей и четвертой частям – Scherzo (Furiant) и Finale. Allegro – жизнерадостным и подвижным. С другой стороны, вторая и третья части образуют своеобразный «цикл в цикле»: обе части опираются на народные жанры, представляя собой две стороны чешского музыкального фольклора – лирическую песенность и оживленный танец.
Всему циклу в целом задает тон первая часть – Allegro ma non tanto – написанная в сонатной форме с двумя основными темами. Задушевную, песенную главную партию проводит виолончель на фоне размеренного фортепианного аккомпанемента. Побочную партию излагает альт. Поручив обе основные темы сонатного allegro инструментам с низким звуком («грудным» тембром), композитор тем самым придал им особую теплоту и проникновенность. Обе темы развиваются в разработке. За репризой следует развернутая кода.
Весьма интересна вторая часть, названная «Думкой». Как правило, в пьесах с таким фольклорным заглавием Дворжак сопоставляет песенные и танцевальные разделы, но в данном случае танцевальное начало сосредоточено в следующей части, а в «Думке» безраздельно властвует лирика. В форме ее сочетаются черты рондо-сонаты и вариационного развития: две темы главной партии чередуются по принципу рондо, после побочной повторяется главная в сокращенном виде, разработочный раздел развивает мотивы главной партии. В репризе повторяется только вторая тема главной партии, а после побочной возвращается рефрен, но проводится он в расширенном виде, далее следует заключение.
Третью часть – скерцозную – Дворжак обозначил как фуриант, в ней воспроизводится буйная энергия этого чешского народного танца. Третья часть имеет классическую форму скерцо с ритмичными крайними разделами и мечтательным средним.
В финале тоже присутствует тематический материал народно-жанрового характера, но он подвергается драматическому развитию.
Фортепианный квартет № 2 ля мажор был впервые исполнен в 1888 г. в Праге. Мелодичный, вдохновенный, совершенный по форме и богатый по эмоционально-образному содержанию, он приобрел широкую популярность, которую не утратил и впоследствии. Среди российских музыкантов лучшими его интерпретаторами стали Святослав Рихтер и Квартет им. А.П.Бородина. Они исполняли творение Антонина Дворжака как в СССР, так и на родине композитора.
Камерно-инструментальное творчество Дворжака →