Соната для виолончели и фортепиано № 2 фа мажор, Op. 123 — сочинение французского композитора Камиля Сен-Санса (1905).
На пороге семидесятилетия Камиль Сен-Санс вступает в тот период своей жизни, который музыковед Юлий Кремлёв назвал «бодрой старостью» композитора. Несмотря на почтенный возраст, творческая энергия не иссякает. В 1903 г. в течение нескольких недель была создана одноактная опера «Елена», причем либретто к ней написал сам композитор, который в течение всей жизни проявлял не только музыкальный, но и литературный талант. Он продолжал выступать как пианист, органист, дирижер.
Композитор по-прежнему много путешествовал – он посетил Буэнос-Айрес, Монтевидео, Рио-де-Жанейро, а по возвращении во Францию выступил с докладом в Астрономическом обществе. После парижской премьеры оперы «Елена», состоявшейся в январе 1905 г., Сен-Санс отправился на отдых к Алжир. Здесь он получает от Альберта I – князя Монако, покровительствовавшего Камилю Сен-Сансу и Жюлю Массне – письмо с предложением создать новую оперу к следующему театральному сезону. Композитор больше не планировал создавать оперы, но был покорен теми похвалами, которые расточал ему князь, к тому же, либретто было уже готово, и Сен-Санс согласился.
Холодная и дождливая алжирская зима не располагала к творчеству, и в поисках вдохновения он отправляется в Бискру – оазис, расположенный у северной границы пустыни Сахара на южном склоне гор. За оперу, заказанную ему князем Монако, Сен-Санс принялся позднее, а здесь он работал над другим произведением – Сонатой для виолончели и фортепиано № 2 фа мажор, которой суждено было стать одной из жемчужин виолончельного репертуара. То было первое камерно-инструментальное сочинение Сен-Санса, созданное после завершения Струнного квартета № 1 ми минор, посвященного Эжену Изаи, который композитор написал в 1899 г., а от предыдущей виолончельной сонаты, имевшей немалый успех, произведение отделено более чем тремя десятилетиями.
Из письма композитора к парижскому музыкальному издателю Жаку Дюрану следует, что произведение далось композитору нелегко и что Сен-Санс был не вполне уверен в том, что Соната будет благосклонно принята публикой: «Наконец она закончена, эта проклятая соната! Понравится она или нет? Вот в чем вопрос». Однако он был удовлетворен полифоническими вариациями, включенными в сонату.
В этом произведении проявились типичные для творчества Сен-Санса черты: музыкальная форма отличается таким же совершенством, как и фактура, а эмоциональный строй парадоксальным образом сочетает в себе энергичный темперамент со сдержанностью и даже некоторой холодностью. По словам Ромена Роллана, Вторая виолончельная соната характеризует Сен-Санса как человека, «не мучимого никакими страстями».
Часть первая – Maestoso, largamente – особенно примечательна «диалогами», разворачивающимися между виолончелью и фортепиано (сам композитор называл ее «пьесой со множеством тридцать вторых), но наиболее интересной страницей сонаты можно назвать часть вторую – Scherzo con variazioni, которую ценил и сам Сен-Санс.
Избрав для нее вариационную форму, композитор утверждал, что не намерен следовать той тенденции, в которой «вариации имеют столько же общего с темой, сколько луна с маринованной селедкой», впрочем, стремление сохранить очертания темы не означают, что композитор не проявляет изобретательности в ее варьировании. Мрачная скерцозная тема излагается у фортепиано в октавных унисонах, прежде чем ее перенимает виолончель (в этой теме можно усмотреть отдаленное сходство с некоторыми моментами шопеновского творчества). На этот беспокойный триольный «бег» накладываются жалобные реплики виолончели, которые приобретают особую взволнованность благодаря полиритмическому сочетанию. Эти «возгласы» сменяются импульсивными чеканными ритмами в неоклассическом духе, которые кажутся особенно сильными в своей благородной простоте. Далее возобновляется беспокойное триольное движение, острота которого подчеркнута пиццикато виолончели. Интеллектуальное начало берет верх над эмоциями в шестой и седьмой вариациях – полифонических. Энергичного полиритмического движения, исполнена восьмая вариация.
О третьей части – Romanza: Poco adagio – композитор говорил, что она «принесет слезы на глаза». Это один из прекраснейших образцов лирики Сен-Санса – мелодия очаровывает не бурными эмоциями, а изяществом и мягкостью очертаний.
В финале – Allegro non troppo, grazioso – проявляется характерное для Сен-Санса органичное сочетание классических традиций и того, что принесла новая, позднеромантическая эпоха: по-гайдновски простодушные эпизоды сменяются виолончельной кантиленой, развертывающейся на фоне хроматизированных фортепианных фигураций.
Первым исполнителем Второй виолончельной сонаты Сен-Санса стал Йозеф Хольман. Накануне выступления он потерял рукопись, но композитор за сутки успел ее восстановить.