Лето 1897 г. Николай Андреевич Римский-Корсаков провел в имении Смычково, расположенном в Лужском уезде. В этом живописном месте композитор наслаждался и красотой природы, и общением с близкими. Обстановка располагала к творчеству, и это лето оказалось удивительно плодотворным. Наряду с другими сочинениями в это время родились два камерно-инструментальных произведения – Струнный квартет соль мажор и Фортепианное трио до минор.
Композитор работал над Фортепианным трио с большим увлечением, и работа продвигалась быстро: начав писать Трио в начале лета, он завершил большую часть партитуры к началу осени (и это притом, что тогда же Римский-Корсаков работал над кантатой «Свитезянка», оперой «Моцарт и Сальери» и другими сочинениями).
Построение четырехчастного цикла весьма интересно: за традиционной первой частью в форме сонатного allegro следует быстрая часть в форме рондо-сонаты. В тональном плане преобладает взаимодействие одноименных тональностей: до-минорная первая часть, до-мажорная вторая, финал, развивающийся от до минора к до мажору. И только третья часть выделяется на этом фоне: для нее композитор избрал ля мажор, находящийся с основной тональностью в малотерцовом соотношении. Третья часть, выделенная тонально, связана с финалом тематически: в четвертой части появляется тема ее среднего раздела.
Главная партия первой части – Allegro – начинающаяся с энергичного восходящего квартового хода, сочетает в себе эпическую широту и романтическую взволнованность. Связующая партия сочетает интонации главной с новым мелодическим материалом. Ми-бемоль-мажорная побочная партия напоминает лирические вокальные произведения Римского-Корсакова. Главную роль в разработке играет главная партия, интонации которой становятся все более мужественными. В развитии тематического материала композитор органично сочетает приемы имитационной и подголосочной полифонии. Драматизм нарастает к концу части – в коде оминоренная побочная партия мрачно звучит у фортепиано в низком регистре на фоне пассажей.
Во второй части – Allegro – характерное для русского музыкального фольклора куплетно-вариационное построение своеобразно взаимодействует с классическими принципами сонатной формы. Развитию подвергается и мелодия, и сопровождающие ее подголоски. Полифоническая ткань напоминает гомон толпы, на фоне которого возникают плясовые наигрыши и мотивы, напоминающие скоморошьи прибаутки. Эта яркая «картина» перекликается с некоторыми образами из опер Римского-Корсакова – «Снегурочки» и «Садко».
Форма третьей части – Adagio – наделена чертами сложной трехчастной, но они сочетаются с приемами развития музыкального материала, которые характерны для оперного жанра. Тембр каждого инструмента становится носителем определенного образа (как это происходит с голосами в опере). В первом разделе преобладает ариозность – каждый из «персонажей» получает возможность сольно «высказаться», а во втором разделе интонации первого синтезируются в полифонической ткани, приводя к появлению новой темы. Заключительный раздел вбирает в себя материал предыдущих, играя роль синтезирующего завершения.
Финал – Allegro – с его необычной для камерного жанра картинностью тоже сближается с оперным творчеством Римского-Корсакова, в частности, с оперой «Садко», которую композитор завершил незадолго до создания трио – в 1896 г. В музыкальной ткани четвертой части встречаются интонации, напоминающие мотивы скоморошьих игрищ и музыкальную характеристику Волховы. Гротескные образы сопоставляются с лирическими, но присутствует в финале и эпическая образность, носителем которых становится виолончельный тембр. Фортепианная партия звучит как красочный оркестровый фон.
В отличие от многих иных сочинений того лета, соль-мажорный Квартет и до-минорное Трио не принесли автору чувства удовлетворения и окончательно убедили Николая Андреевича в том, что камерная музыка – это не для него. Композитор никогда больше не создавал камерно-инструментальных ансамблей, а в отношении двух последних принял решение не издавать и не добиваться их публичного исполнения, Фортепианное трио он даже не завершил.
Это сделал в 1939 г. супруг его дочери Надежды Николаевны – композитор Максимилиан Осеевич Штейнберг, тщательно проанализировавший черновики. В том же году произведение было впервые исполнено Штейнбергом, виолончелистом Борисом Николаевичем Бурлаковым и скрипачом Владимиром Николаевичем Римским-Корсаковым (сыном композитора).
В 1952 г. пианист Лев Николаевич Оборин, скрипач Давид Федорович Ойстрах и виолончелист Святослав Николаевич Кнушевицкий осуществили запись Трио. Произведение было впервые издано в 1970 г. в собрании сочинений Римского-Корсакова.
• Камерно-инструментальное творчество →