Poème (Es-dur), Op. 25
Поэма для скрипки с оркестром Эрнеста Шоссона (1896) появилась по просьбе его друга Эжена Изаи, мечтавшего о скрипичном концерте. Шоссон уже был автором концерта для скрипки, фортепиано и струнного квартета, но концерт с оркестром писать отказался. Вместо этого Изаи получил нечто, не имевшее прецедентов – поэму без названия. Композиторы-романтики, сочиняя произведения с поэтической программой, всегда давали ей имя, сам Шоссон создал симфоническую поэму «Вивиана» и «Поэму любви и моря» для голоса с оркестром, но здесь пошел иным путем.
К началу работы над новым сочинением Шоссон успел открыть для себя русскую литературу. Его внимание привлекла колдовская индийская скрипка загадочного Муция из фантастической повести Тургенева, поэтому произведение для Изаи он сначала назвал по-тургеневски – «Песнь торжествующей любви: симфоническая поэма для скрипки с оркестром», – а затем решил скрыть программу.
В музыке поэмы обычно видят свойственную Шоссону меланхолию, хотя в ней гораздо больше томления, недаром в первых тактах слышатся отзвуки вагнеровского «Тристана». Красочная гармония и великолепная оркестровка достойны ученика Франка и Массне. Свободная форма поэмы, видимо, тайно следует перипетиям тургеневского сюжета.
А. Булычёва