Hamlet (f-moll), Oр. 67
Увертюра-фантазия
Состав оркестра: 3 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 корнета, 2 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, военный барабан, тамтам, тарелки, большой барабан, струнные.
История создания
Трагедия Шекспира (1564—1616) «Гамлет» — одно из самых знаменитых произведений великого драматурга. Написана она предположительно в 1600-м или 1601 году. В издательских материалах упоминается пьеса «Мщение Гамлета, принца Датского», игранная труппой лорда-камергера, в которой служил Шекспир. Драматург, возможно, воспользовался сказаниями, давно бытовавшими в разных странах, от Древней Греции до Скандинавии и Ирландии. Есть предположения, что Шекспир использовал «Трагические истории» французского полиграфа Бельфоре, одна из глав которых повествует о том, как «хитрый Амлет, сделавшийся потом королем Дании, отомстил за смерть своего отца Горвендила, убитого братом его Фенгоном».
Известно, что за несколько лет до появления трагедии Шекспира в Англии бытовала пьеса на тот же сюжет: о короле, изменнически убитом собственным братом, женившимся потом на его вдове, и сыне убитого, желающем отомстить за смерть отца. До XIX века текст трагедии Шекспира дошел в двух редакциях — издания 1603 года, озаглавленного «Трагическая история Гамлета, принца Датского, как она неоднократно исполнялась Его величества слугами в Лондоне, кроме того в двух университетах, Кембриджском и Оксфордском, и в других местах», и в издании 1604 года с тем же заглавием, но указанием, что оно «увеличено почти вдвое против прежнего, согласно подлинной и вполне исправленной рукописи».
Трагедия Шекспира на протяжении трех с половиной веков неизменно притягивала к себе как актеров, мечтавших воплотить этот бессмертный образ, так и исследователей. «Гамлет» в разное время трактовался по-разному, и всегда в героях трагедии можно было найти черты современных людей, будь то конец XVIII века с его тираноборчеством и потрясениями, или век XIX, когда на смену бурям пришло разочарование, романтическая раздвоенность, колебания, стремление уйти от действительности в мечты.
Очевидно, что образ Гамлета, как его трактовали в XIX веке, был близок Чайковскому с его душевным смятением, борьбой с неумолимой судьбой, нерешительностью в этой борьбе. Замыслом симфонического сочинения на тему «Гамлета» Чайковский заинтересовался еще в 1876 году, когда использовать эту тему ему предложил младший брат Модест. Однако тогда молодому композитору этот сюжет «хотя весьма понравился, но показался чертовски труден». Ведь за четыре года до того в рецензии на оперу Тома «Гамлет» он выразил сомнение, можно ли вообще передать музыкой идею этого произведения и сам образ принца Датского: «Между германскими композиторами не нашлось до сих пор ни одного, который решился бы приступить к музыкальному воспроизведению этого великого типа не только в оперной форме, но даже в симфонической, более других родов музыки способной выразить ту глубокую идею, на которой Шекспир построил бессмертный тип... Композиторы германской школы понимали, что для музыки, как бы ни была она могущественна в отношении передачи настроений человеческой души, — совершенно недоступна наиболее выдающаяся сторона Гамлета, именно та язвительная ирония, которою проникнуты все его речи, те чисто рассудочные процессы его несколько пошатнувшегося от сосредоточенной злобы ума, которые делают из него мрачного скептика, потерявшего верования в хорошие стороны человеческой души».Тема была отложена надолго. Однако, по-видимому, она запала в душу композитора. Так, под одним мотивом, набросанным им в 1885 году, значатся начальные слова знаменитого монолога Гамлета «То be, or not to be» (Быть или не быть). Еще через два года в записной книжке композитора вновь появляются музыкальные строчки с подписью под ними — «Гамлет». Возможно, что окончательным толчком к написанию увертюры-фантазии на эту тему стало внешнее обстоятельство: его близкий друг французский актер Люсьен Гитри попросил Чайковского написать музыку для постановки в благотворительном спектакле двух сцен трагедии — сцены «Мышеловки» и сцены свидания принца с матерью. Это было летом 1888 года. Композитор принялся за сочинение музыки и, увлекшись, написал не прикладное сочинение для малого состава оркестра в драматическом театре, а программную фантазию для большого симфонического оркестра. К сентябрю вчерне музыка была сочинена, промежуток времени между 14 сентября и 7 октября Чайковский отдал оркестровке. Законченную партитуру он посвятил Григу, в память их встреч в Германии, во время которых они почувствовали глубокую взаимную симпатию и близость творческих устремлений.
Первое исполнение увертюры-фантазии «Гамлет» состоялось в Петербурге 12 (24) ноября 1888 года в симфоническом концерте РМО под управлением автора.
Музыка
Увертюра открывается нарастающим рокотом литавр, приводящим к мощному аккорду tutti, после чего альты и виолончели, поддержанные вытянутыми звуками низких деревянных инструментов, интонируют властную тему призрака отца Гамлета, олицетворяющего неотвратимость велений судьбы. Ее повторное проведение завершается отрывистыми аккордами tutti фортиссимо. Ему отвечает порывистое, взволнованное движение, передающее растерянность Гамлета, его испуг. Но вновь звучит грозная тема, стремительные пассажи струнных и деревянных инструментов завершают вступительный раздел. После генеральной паузы основной раздел — Allegro vivace — открывается темой Гамлета, бурной, исполненной непреклонной воли. Контрастна ему мелодия гобоя, нежная и печальная, рисующая образ Офелии. Еще одна лирическая мелодия, широко распеваемая деревянными духовыми, передает чувство Гамлета к Офелии, пылкое и восторженное. Последняя из экспонируемых тем — маршевая, блестяще оркестрованная. По разным трактовкам исследователей творчества Чайковского она рисует либо обстановку, в которой происходит действие, либо героический, воинственный образ принца Фортин- браса. Средняя часть (разработка), очень небольшая, вся строится на теме Гамлета и быстро приводит к репризе, в которой лирические темы приобретают трагический, обреченный характер. На кульминации их проведения, как грозный символ, появляется тема призрака, сначала так же, как во вступлении, а затем в увеличении, в мощном звучании тромбонов и тубы. Драматизм событий усугубляется появлением темы марша. Стремительное нарастание приводит к новому появлению темы призрака, которая властно интонируется трубами. Последующий эпизод рисует смерть Гамлета — его тема лихорадочна, движение ее неожиданно обрывается затихающим аккордом духовых, и, как последние слова умирающего, звучат виолончели с сурдинами. Завершает фантазию мерное движение траурного шествия, в которое вплетаются интонации темы призрака — неумолимой судьбы.
Л. Михеева
Симфоническое творчество Чайковского →