Прокофьев. Сюита из вальсов Шуберта

Schubert Waltzes

Композитор
Год создания
1920
Жанр
Страна
Россия, СССР
Сергей Сергеевич Прокофьев

Вальсы Шуберта, выбранные и объединённые в сюиту, переложение для фортепиано (1920) или 2-х фортепиано в 4 руки (1923)

Точно и бережно с точки зрения редакционной обработки, вполне в стиле своих транскрипторских принципов, отнесся Сергей Прокофьев в 1920 году к созданию сюиты шубертовских вальсов.

Лирика Шуберта, и в особенности танцевальная стихия его, во многом близки лирическому мироощущению Прокофьева (мысль о переложении шубертовских вальсов подал Прокофьеву Стравинский). Композиторов сближали строгая чистота лирического выражения, нелюбовь к открытой, не сдержанной аффектации, риторике, целомудренное избегание всяческой красивости или сентиментов, внешней бравуры или показной орнаментации (Из лирики Прокофьева «чувством большого художника изгнана чувствительность, то есть элемент разлагающий, так называемая водянистость, излишняя откровенность, — писал П. Я. Мясковский. — Прокофьев делает то же, за что боролся Пушкин, и лирика его не суха и не бедна, но лишь сдержанна и потому будет дольше действенна...»). Любовь Шуберта, с одной стороны, к народным образам, а с другой — к изысканности и изяществу высказывания (смелые модуляции, грациозная тонкость фактуры) также роднили вдохновенного мастера австрийской танцевальной музыки с автором танцев «Золушки» и вальсов «Войны и мира».

Шуберт и Прокофьев... (Далеко не случайно именно Прокофьев и Шуберт занимали столь важное место в репертуаре С. Рихтера: именно произведения этих двух композиторов составляли столь часто программы его тематических концертов.) Как они далеки друг от друга и как близки в своих лирических тенденциях! Это и послужило истинной причиной обращения Прокофьева к шубертовским вальсам и столь бережного отношения к ним. (Несколько в ином плане произведена Прокофьевым аранжировка органной прелюдии и фуги Букстехуде d-moll. Здесь он не скрыл, да, очевидно, и не стремился утаить особенности своего фортепианного почерка. Они сказываются не только в чисто фактурном отношении (например, движение параллельными терциями), но даже в характере обработки кадансов фуги, где заметно ощущаются специфические черты прокофьевского кадансирования.)

В. Дельсон

Фортепианное творчество Прокофьева

реклама

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама