«Казак-стихотворец» — анекдотическая опера-водевиль К. Кавоса в 1 действии, либретто А. Шаховского.
Премьера: Петербург, Новый театр (Кушелевский), силами воспитанников Театральной школы, 15 мая 1812 г.
Действие происходит на Украине. События приурочены к Полтавской битве. Первая постановка водевиля состоялась незадолго до начала Отечественной войны, когда для всех была ясна неизбежность военного столкновения Франции и России. Шаховской ввел в текст воспоминания о разгроме Карла XII, которые позднее воспринимались в свете событий Отечественной войны 1812 г. Сентиментально-чувствительные образы Маруси и Климовского, карикатурные фигуры тысяцкого Прудиуса и писаря Грицько отвечали вкусам зрителей.
Партитура Кавоса представляет собой удачную аранжировку украинских народных песен: задушевных элегических («Кхав козак за Дунай»), распевных («Эй ти, дивчина, ти мое серденько»), шуточных, плясовых, а также подлинных образцов музыки времен Петра I. Используется контраст интонаций народной песни и горделиво-призывных оркестровых звучаний, сопровождающих возвращение армии.
При постановке псевдоукраинский текст Шаховского исправлялся актерами. Ярчайшим исполнителем роли Грицько был Щепкин, впервые сыгравший ее еще в годы крепостной неволи в Полтаве, а затем в Харькове. Артист не расставался с этой ролью, внося в нее чисто гоголевский юмор, и в зрелые годы, уже в Малом театре.
«Казаку-стихотворцу» принадлежит заметное место в истории украинского и русского театра. И. Котляревский создал бессмертную «Наталку Полтавку», полемически использовав ситуации пьесы Шаховского.
А. Гозенпуд