La Bonne Chanson, Op. 61
Один из периодов творчества Габриеля Форе музыковеды именуют «эпохой Верлена». Творения Поля Верлена, которого Анатоль Франс назвал «самым оригинальным, самым грешным и самым мистичным» поэтом своей эпохи, не раз становились источником вдохновения для композитора. Одной из лучших исполнительниц романсов Форе на стихи Верлена была певица Жанна Ремакль. Через ее супруга – поэта Андриана Ремакля – Форе смог лично познакомиться с любимым поэтом. Композитор стал свидетелем печального конца жизни Верлена – нищета, тяжелая болезнь. Форе навещал поэта в больнице.
Одно из произведений Форе на стихи Верлена – вокальный цикл «Добрая песня», завершенный в 1894 г. Непосредственным толчком к созданию его послужило впечатление от выступления певицы Эммы Бардак – по признанию композитора, он «не писал никогда так стихийно». Эта «стихийность» находит выражение в предельно экспрессивном музыкальном языке, в усложненной гармонии.
Главная тема цикла – любовь, она чиста и целомудренна, но мучительна в своей зрелой страстности. Первый номер цикла – «Святая в своем ореоле» очаровывает искренней простотой мелодии, «мерцание» мажорных тональностей передает волнение лирического героя. Начальная тема связывается с образом возлюбленной – она становится в дальнейшем основной темой вокального цикла. Последующие номера раскрывают все оттенки чувств влюбленного: от бурного порыва страсти («Снова в небе заря», «Луною белою пронизан лес») через мучительные сомнения («Я шел опасными дорогами», «Меня почти пугает свет»), надежды («Пока ласково мерцает», «Да, я знаю, это будет в ясный летний день») герой приходит к упоению счастьем («Минула зима»).
Ладовая палитра «Доброй песни» исключительно разнообразна – от пентатоники до предельно усложненной хроматической музыкальной ткани. Главную роль в музыкальной драматургии играет лейтмотив возлюбленной, появляющийся уже в первом номере. Его «ответвлениями» становятся мотивы, характеризующие разные аспекты состояния героя (любовь, угрызения совести, радость), но очертания темы возлюбленной проступают в этих мелодиях все яснее по мере развития (герой словно сближается с предметом своей страсти).
«Добрая песня» не встретила понимания у многих современников Форе – ее музыкальный язык казался слишком усложненным, а использование лейтмотивной системы представлялось необычным для вокального цикла. «Форе стал совершенно безумным», – такой «приговор» вынес произведению Камиль Сен-Санс. Но были и другие суждения: «Я обожаю эту тетрадь», – так говорил о «Доброй песне» писатель Марсель Пруст.