Габриель Форе. Вокальный цикл «Добрая песня»

La Bonne Chanson, Op. 61

Композитор
Год создания
1893
Жанр
Страна
Франция
Джон Сарджент. Портрет Габриеля Форе (1889)

Один из периодов творчества Габриеля Форе музыковеды именуют «эпохой Верлена». Творения Поля Верлена, которого Анатоль Франс назвал «самым оригинальным, самым грешным и самым мистичным» поэтом своей эпохи, не раз становились источником вдохновения для композитора. Одной из лучших исполнительниц романсов Форе на стихи Верлена была певица Жанна Ремакль. Через ее супруга – поэта Андриана Ремакля – Форе смог лично познакомиться с любимым поэтом. Композитор стал свидетелем печального конца жизни Верлена – нищета, тяжелая болезнь. Форе навещал поэта в больнице.

Одно из произведений Форе на стихи Верлена – вокальный цикл «Добрая песня», завершенный в 1894 г. Непосредственным толчком к созданию его послужило впечатление от выступления певицы Эммы Бардак – по признанию композитора, он «не писал никогда так стихийно». Эта «стихийность» находит выражение в предельно экспрессивном музыкальном языке, в усложненной гармонии.

Главная тема цикла – любовь, она чиста и целомудренна, но мучительна в своей зрелой страстности. Первый номер цикла – «Святая в своем ореоле» очаровывает искренней простотой мелодии, «мерцание» мажорных тональностей передает волнение лирического героя. Начальная тема связывается с образом возлюбленной – она становится в дальнейшем основной темой вокального цикла. Последующие номера раскрывают все оттенки чувств влюбленного: от бурного порыва страсти («Снова в небе заря», «Луною белою пронизан лес») через мучительные сомнения («Я шел опасными дорогами», «Меня почти пугает свет»), надежды («Пока ласково мерцает», «Да, я знаю, это будет в ясный летний день») герой приходит к упоению счастьем («Минула зима»).

Ладовая палитра «Доброй песни» исключительно разнообразна – от пентатоники до предельно усложненной хроматической музыкальной ткани. Главную роль в музыкальной драматургии играет лейтмотив возлюбленной, появляющийся уже в первом номере. Его «ответвлениями» становятся мотивы, характеризующие разные аспекты состояния героя (любовь, угрызения совести, радость), но очертания темы возлюбленной проступают в этих мелодиях все яснее по мере развития (герой словно сближается с предметом своей страсти).

«Добрая песня» не встретила понимания у многих современников Форе – ее музыкальный язык казался слишком усложненным, а использование лейтмотивной системы представлялось необычным для вокального цикла. «Форе стал совершенно безумным», – такой «приговор» вынес произведению Камиль Сен-Санс. Но были и другие суждения: «Я обожаю эту тетрадь», – так говорил о «Доброй песне» писатель Марсель Пруст.

реклама

вам может быть интересно

Бах. Пассионы (страсти) Вокально-симфонические

рекомендуем

смотрите также

Реклама