German Notebook No. 2
Вокальный цикл для голоса и фортепиано на сл. Г. Гейне (1972)
История создания
Через десять лет после вокального цикла на стихи Генриха Гейне, написанного как учебное задание и названного «Немецкой тетрадью», Валерий Гаврилин, уже зрелый композитор и признанный мастер, вновь обратился к стихам любимого поэта. В 1972 году появилась «Вторая немецкая тетрадь». Несмотря на то же название, что и раньше, это новое сочинение возникало по совершенно иным законам.
Прежде всего, вместо прежних шести, здесь вокальных номеров почти вдвое больше — одиннадцать. К тому же, внутри цикла есть шесть фортепианных интерлюдий — небольших пьес, перемежающих вокальные номера. Но главное — это принципиально иное отношение к тексту. Если в «Первой немецкой тетради» оно традиционно, то есть композитор отобрал нужные ему стихи и воплотил их в музыке, то в этом новом цикле Гаврилин исходит из общего музыкального замысла, которому подчиняет стихи. Взяв несколько стихотворений из циклов «Лирическое интермеццо» и «Опять на родине», он изымает некоторые строфы; отдельные строки меняет местами; объединяет строфы разных стихотворений в один номер и даже вносит собственные — звукоподражательные — элементы (№9). Композитор сознательно расширяет рамки жанра, вводя даже элементы театрализации.
В предисловии к сочинению Гаврилин пишет: «Это сочинение — вокально-фортепианное в полном смысле, то есть роль фортепиано столь же значительна, сколь и роль голоса. В исполнении предполагается элемент актерской игры. Оно может сопровождаться пантомимой, изображающей — в зависимости от содержания — музыкальные военные шествия, светские танцы, а также различные душевные состояния: вдохновение, раздумье, смерть и т. д. Первые три интерлюдии исполняются вторым пианистом на фортепиано, помещенном за сценой. После №10 певец покидает эстраду, и №11 исполняется из-за сцены. Если по каким-либо причинам второе фортепиано невозможно поместить за сценой, то тогда четвертая и пятая интерлюдии, а также №11 исполняются на двух фортепиано.
Автор не счел нужным в подробных, мелких деталях динамики, темпа, агогики навязывать манеру и характер исполнешля, рассчитывая на художественную четкость и инициативу исполнителей».
«Вторая немецкая тетрадь» посвящена музыковеду Арнольду Сохору и впервые исполнена в Ленинграде, в Концертном зале у Финляндского вокзала осенью 1972 года (точная дата неизвестна).
Музыка
«Вторая немецкая тетрадь» не имеет авторского жанрового определения. Это единое произведение, в котором одиннадцать вокальных номеров делятся фортепианными интерлюдиями на семь разделов. В них — и жанровые сценки, и лирические раздумья, и обращения к любимой.
Открывает тетрадь номер «Ты действительно сердита» с выразительной, хотя и скромной мелодией, поддержанной скупыми аккордами. С ним соседствует развернутая сцена «Трубят, трубят голубые гусары» в маршевом ритме со звукоподражательными эффектами. Последующая интерлюдия построена на материале первой песни. Мотив голубых гусар возникает вновь в №4, также завершающемся интерлюдией, сходной с первой. Следующий раздел состоит из одного номера (№5) — речитативного «О, если ты станешь моей женой». Юмористические №6, «Где девчонка эта, Боже», и №7, «Мне снился сон», составляют четвертый раздел. №8 — центральный по значению; «Рокочут трубы оркестра и барабаны бьют. Это мою невесту замуж выдают» — развернутая драматическая сцена со сменой настроений, еще более расширенной ролью фортепиано. Следующая за ним интерлюдия отличается не только более сложной фортепианной партией, но и вокальной строкой без слов, исполняемой закрытым звуком. Шестой раздел (№9) звукоподражателен. Это выход-марш голубых гусар (использовано то же стихотворение, что в №2), где солист подражает то звукам трубы, то барабана, то свистит. Лишь в конце, на фортиссимо, в фанфарной мелодии звучат слова Гейне. Заключительный номер, «Голос ласковый, как прежде», возвращает к настроению и музыкальному материалу начала.
Л. Михеева