The Wind of Liberty
Оперетта Исаака Дунаевского в трёх действиях, пяти картинах.
Либретто В. Винникова, В. Крахта и В. Типота.
Первое представление состоялось 22 августа 1947 года в Москве.
Действующие лица:
Клементина Марич, вдова моряка (меццо-сопрано); Стелла, ее дочь (сопрано); Пепита (сопрано), Монна и Берга — служанки портового кабачка «На седьмом небе»; Регина де Сан-Клу, невеста Микки (сопрано); Янко (баритон); Филипп и Фома — матросы; Цезарь Галль, старый актер (баритон); хозяин кабачка «На седьмом небе»; Георг Стан, управляющий пароходной компанией; Микки, его племянник (тенор); мистер Честерфильд, «частное» лицо; Одноглазый, полицейский агент; комиссар полиции; сержант полиции; моряки, девушки, полицейские.
Действие происходит во второй половине 1940-х годов в одном из портов Средиземного моря.
«Вольный ветер» — в творчестве Дунаевского следующий этап на пути создания песенной советской оперетты. Композитор в ней развивает те принципы, которые он положил в основу музыкальной драматургии «Золотой долины». В центре оперетты — «Песня о вольном ветре». Именно она — тот музыкальный образ, который концентрирует в себе идейное содержание оперетты, служит основой, на которой строится музыкальная драматургия произведения. В спектакле много песен и танцев, но наряду с ними композитор разворачивает и крупные сцены, включающие в себя ариозное и речитативное начало. Все наиболее ответственные места спектакля — узловые моменты и кульминации — построены на музыке. Таковы финалы первого и второго актов, сцена Стеллы и Янко из второго акта. По широте формы, размерам и драматургической насыщенности они приближаются к оперным. Огромная роль в спектакле принадлежит хору как олицетворению народа. И наконец, оркестр — активный участник действия.
Оперетта создавалась в первые послевоенные годы. Тогда народы мира, еще не успев залечить раны, нанесенные Второй мировой войной, выступили против угрозы новой войны, разжигаемой империалистами. В борьбе за мир приняли активное участие деятели всех видов искусств. Оперетта «Вольный ветер» — спектакль-памфлет, разоблачавший происки милитаристов, — был вкладом Дунаевского в это общее благородное дело.
Первое действие
Первая картина. У дома Клементины Марич. Напевая веселые куплеты «Есть у нас один моряк», идут Фома и Филипп. Они хотят поделиться с Клементиной хорошими новостями: после долгой безработицы из порта наконец должен выйти корабль, груженный фруктами. Будет работа! Но Клементина не расположена их слушать. У нее несчастье: Стеллу вчера уволили с работы. Моряки уходят, решив что-нибудь придумать, чтобы помочь вдове и дочери своего старого товарища. Не успели они уйти, как на пороге бедного домика новый гость — Георг Стан, очень важное в порту лицо. Во время войны он был всеми презираемым предателем, а сейчас Стан — управляющий пароходной компанией, принадлежащей заокеанским капиталистам. Стеллу уволили по его распоряжению. Он пришел, чтобы сделать ей предложение, и объясняет: невесте управляющего стыдно работать! Он обеспечит ее всем! На самом же деле, далеко не уверенный в согласии Стеллы, он просто решил поставить девушку в безвыходное положение. И расчет его оправдывается: скрепя сердце, Клементина дает согласие на брак дочери. Возмущенной Стелле, которая любит моряка Янко и не собирается отказываться от своей любви, мать объясняет, как трудна жизнь, как непохожа она на девичьи мечты. Грустна, полна горечи ее ария «Дочка! Я была такой, как ты!» Но Стелла верит в счастье. Приходит на свидание ее любимый. Их дуэт «Стелла, я всегда и повсюду с тобой» — вальс, полный увлеченности, радости и светлого чувства.
Вторая картина. Кабачок «На седьмом небе». Хозяин кабачка прослышал о том, что матросам предстоит работа. Это значит, что они получат деньги, а еще не бывало, чтобы в подобном случае моряк не заглянул в кабачок. И служанки усердно готовят все к приходу посетителей. Работа не мешает им болтать.
Весел и жизнерадостен их терцет «Еще не вымыты полы». Они обсуждают достоинства и недостатки женихов, поддразнивают Пепиту, на которую засматривается Микки, племянник самого Стана. Пепита отвечает им задорной песенкой «Чертову дюжину детишек растила в доме матушка моя», полной энергии, жизнерадостности и юмора.
А вот и сам Микки появляется в дверях — простой, славный парень, ничуть не похожий на дядюшку. Он мечтает вернуться домой, в деревню, откуда его привез Стан, чтобы сделать своим наследником. Он хочет честно работать.
Микки помогает Пепите убирать, моет пол. При этом оба звонко распевают свой дуэт «Я вас люблю, вы жизнь моя и счастье! — Ах, это вам легко сказать!» За этим занятием и застает молодых людей «знатная дама» Регина де Сан-Клу. Она хочет выйти замуж за наследника Стана и стараниями дядюшки уже считается его невестой. Разгневанная Регина уводит незадачливого жениха, а хозяин торопит служанок. Его куплеты с ансамблем «Пусть бар наш сегодня сверкает красиво» — быстрый увлекательный вальс.
Постепенно кабачок наполняется матросами. Звучит их песня «Трудно моряку без корабля». Приходит сюда и старый актер Цезарь Галль. Он рассказывает, как его выгнали из театра за то, что сейчас в «свободной» стране он посмел со сцены исполнить партизанскую «Песню о вольном ветре». Все сочувствуют артисту, просят спеть для них. Галль запевает мужественную и гордую песню: «В край счастливый, мирный и свободный враг неволю и смерть несет!». Все дружно подхватывают припев: «Друг мой, будь как вольный ветер».
Прибегает расстроенная Стелла: мать продолжает настаивать на ненавистном браке! Янко здесь. Он не собирается уступать любимую. Решено немедленно сыграть свадьбу. Большой музыкальный ансамбль завершает действие.
Второе действие
Там же, в кабачке. Перед свадьбой Янко раскрывает Стелле свою тайну. Его подлинное имя — Стефан. Во время войны он был командиром партизан. Народ прославил его в «Песне о вольном ветре», а фашисты назначили за его голову большую награду. Война давно окончена, но ему все еще приходится скрываться. Награда по-прежнему назначена, только не в марках, а в долларах. Об этом — рассказ Янко «Был тихий день».
Приходят друзья звать жениха и невесту: все готово для свадьбы. Моряки и их подруги уходят внутрь кабачка. Убежавший от невесты Микки радостно распевает вместе с Пепитой: «Свет зари в окне, но все снишься мне». В кабачке разгорается свадебное веселье. Звучат вальс, фокстрот, песенка Клементины «Жил да был один старик». В поисках жениха является Регина и тоже поет веселые куплеты. Микки прячется от нее под прилавок и оказывается свидетелем того, как Стан, попросивший Стеллу о «последнем разговоре» наедине, выведывает у нее тайну Янко и угрожает выдать его. Стелла будет женой Стана или Янко-Стефан погибнет! Предатель уходит, предоставив растерянной девушке время для размышления. Полно боли ее ариозо «Янко, вновь, как прежде, дремлет побережье». Стелла решается. Возвратившимся друзьям и жениху она объявляет, что передумала: без денег счастья не может быть, поэтому она уходит к Георгу Стану. Все потрясены. Разворачивается музыкально-драматический финал с сольными и хоровыми эпизодами. Стелла уходит. Медленно, как будто пытаясь побороть свалившееся на него горе, Янко запевает суровую морскую песню.
Третье действие
Первая картина. Полицейский участок. Полицейские поют издевательские куплеты «У нас, как за границею». Стан ждет Стеллу. Девушка пришла вовремя. Она согласна стать его женой. Предатель очень доволен, но, лишь только за ней закрылась дверь, выдает Янко полицейскому комиссару. Их беседу прерывает Микки. Он уже предупредил моряка об опасности, а сюда пришел требовать ареста Стана. Микки предъявляет полицейскому комиссару документы, свидетельствующие о преступлениях дядюшки, и комиссар вынужден арестовать Стана. Но после ухода Микки вмешивается некий мистер Честерфильд. Он «советует» организовать побег Стана, и полицейские немедленно подчиняются.
Вторая картина. Снова кабачок. Янко, которого спрятали в готовящемся к отплытию корабле, возвращается сюда, пренебрегая опасностью. Мужественна и сурова его песня «Ты видел все, морской соленый ветер». Янко принес друзьям страшную весть: груз корабля — не фрукты, как им объявили, а боеприпасы! И матросы, все как один, отказываются выйти в море. Вспыхивает забастовка. Как гимн свободе звучит партизанская «Песня о вольном ветре».
Л. Михеева, А. Орелович