«Притчи» / «Параболы» (чеш. Paraboly) — симфонический цикл чешского композитора Богуслава Мартину (1958).
Цикл «Притчи» стал для Богуслава Мартину последним крупным симфоническим сочинением – своеобразным итогом его симфонического творчества. Оно известно и под другим названием – «Параболы», так в старинной поэтике именуются краткие поучительные аллегорические рассказы.
Одним из предметов увлечения Мартину были древнекитайские параболы – восхищаясь этими притчами, композитор утверждал, что каждая из них заключает в себе оперное либретто. Однако эпиграфы для трех частей цикла «Притчи» он позаимствовал не из древнекитайской литературы – внимание композитора привлекла «Цитадель» Антуана де Сент-Экзюпери. Эту книгу, изданную после смерти писателя, называют вершиной его творчества. Повествование ведется от лица старого вождя небольшого народа, живущего в пустыне. Когда-то этот человек вел жизнь кочевника, но со временем понял, что человеку нужна земля, которую он любит, нужен дом. Но груду кирпичей еще нельзя назвать домом – подлинная цитадель возникает в человеческом сердце, слагаясь из многочисленных условностей – воспоминаний, обрядов – без которых человек утрачивает подлинно человеческий облик. Разрушая эту «цитадель» ради обретения свободы, человек утрачивает смысл своего существования.
Отрывки из этого произведения, позаимствованные Мартину, поражают душевной утонченностью, но их нельзя считать литературными программами частей цикла в строгом смысле – они не столько отражают их образный строй точно, сколько передают общее направление мысли, задавая эмоциональный тон. Первая часть – притча о скульпторе, который «лепит из глины» не только некое лицо, но и душу того, кто взглянет на его работу, пусть даже мимоходом, ведь этот взгляд оставит след в душе человека, изменит его дальнейший жизненный путь. Вторая часть – притча о саде: герой наблюдает, как в саду опадают листья и увядают цветы, но это не наполняет его душу печалью, ведь придет время, когда сад вновь расцветет. Так и человек идет в своей жизни от цветов к плодам, от плодов к семенам, от семян – к новым цветам.
Эпиграф к третьей части не связан с произведением Экзюпери, а выбор его определил случай, наглядно демонстрирующий, как самое простое событие может вызвать многозначительные ассоциации. Уже после премьеры «Парабол» Богуслав Мартину рассказал об этом случае в одном из писем. Однажды композитор прогуливался поздним вечером и внезапно услышал приближающийся шум. Из темноты возникли два человека, бившие в барабаны, подвешенные у них на груди, и снова скрылись в темноте. Мартину понимал, что ничего экстраординарного не происходит – барабанщики репетируют, готовясь к карнавалу, но вид этих людей, появившихся в ночи, как призраки, под мерный барабанный бой и вновь «растворившихся» во мраке ночи, потряс композитора до глубины души. Мартину решил связать третью часть цикла с этим образом. Отыскать подходящий фрагмент в «Цитадели» ему не удалось, и Мартину вспомнил о произведении, где персонаж-барабанщик присутствует – о драме «Странствия Тезея», созданной французским драматургом Жоржем Невё. В качестве эпиграфа была выбрана краткая сцена, в которой герой встречается с Ариадной и загадочным человеком – последний оказывается городским барабанщиком, возвещающим о свадьбах и смерти: «Ты уже в Лабиринте», – говорит он Тезею (чуть позже Мартину использовал драму Невё в качестве основы оперы «Ариадна»). По словам Мартину, эта история показывает, «каким иногда особым способом возникает произведения».
Каждая из частей цикла представляет собою свободную симфоническую фантазию, в которой импровизационность сочетается с логичностью развития. В музыкальном языке цикла есть нечто от импрессионизма – например, фрагментарность тематизма. Интонационные истоки многообразны: кантиленность чешского песенного фольклора, связь с которым проявляется в том числе и в гармонии, и в ладовой организации, изысканность ориентальных мотивов, идилличность пасторальных наигрышей, причудливая танцевальность. Темповых и образных контрастов между частями цикла нет, но они ощущаются внутри каждой из частей. Первую часть открывают красочные гармонии в изложении валторн и фаготов. Спокойствие аккордовой фактуры сопоставляется с возбужденной «речью» струнных, в синкопированном ритме ощущается мощная энергия и ликование. Во второй части образ сада, наполненного ароматами, возникает в причудливых мотивах деревянных духовых, сменяющихся беспокойным движением в партиях струнных. Третья часть наиболее динамична и экспрессивна, жанрово-танцевальные образы получают в ней особое, причудливое преломление с фантастическим оттенком.
Симфонический цикл Богуслава Мартину «Притчи» впервые прозвучал в феврале 1959 г. в Бостоне, дирижировал Шарль Мюнш.