Мюзикл Колкера «Свадьба Кречинского»

Композитор
Дата премьеры
07.06.1973
Жанр
Страна
СССР
Мюзикл Колкера «Свадьба Кречинского»

Мюзикл Александра Колкера в двух действиях, одиннадцати картинах.
Либретто К. Рыжова.

Первое представление состоялось в Ленинграде 7 июня 1973 года.

Действующие лица:

Кречинский Михаил Васильевич, игрок (тенор или баритон); Расплюев Иван Антонович, его приятель; Федор, слуга Кречинского; Муромский Петр Константинович, помещик Ярославской губернии; Лидочка, его дочь (сопрано); Атуева Анна Андреевна, тетка Лидочки (сопрано); Тишка, слуга в доме Муромских; Нелькин Владимир Дмитриевич, помещик, отставной военный (тенор); Бек, ростовщик; Щебнев, купец; игроки, гости на балу, слуги, полицейские, любопытные.

Действие происходит в Москве в первой половине XIX века.

Авторы мюзикла довольно существенно изменили пьесу Сухово-Кобылина, которая положена в основу спектакля. Каждый из трех актов комедии разбит на большое число картин, которые, в свою очередь, объединены в два акта. Это дало возможность более широко показать атмосферу, в которой происходит действие, в частности лихорадочную обстановку игорного дома, азарта. Изменился и образ главного героя пьесы Кречинского. У Сухово-Кобылина он последовательный негодяй, презирающий свою невесту и жалеющий, в конце концов, лишь о том, что сорвался прекрасный куш. В мюзикле Колкера и Рыжова презрительные слова Кречинского о Лидочке перенесены в самое начало спектакля, когда авантюрист еще не видел своей предполагаемой невесты, а далее его отношение к ней меняется, и в финале он горько упрекает себя за то, что потерял ее.

Музыка «Свадьбы Кречинского» основана на противопоставленных друг другу мелодических сферах: лихорадочных, синкопированных, заимствованных из арсенала джаза интонациях, характеризующих Кречинского и его окружение, обстановку азартной игры, и спокойных лирических, иногда романсового склада, иногда приближающихся по стилистике к русской народной песенности, характеризующих Лидочку, Муромского и их окружение.

Первое действие

Первая картина. Игорный дом в клубе. Щебнев держит банк против Кречинского. Азартно звучит хор «Игра! Идет игра!» Выиграв, Щебнев требует, чтобы Кречинский расплатился. Кречинский в отчаянии, так как денег у него, разумеется, нет. На все его просьбы Щебнев дает отсрочку в три дня. И Кречинский, случайно услышав о богатой невесте, Лидии Петровне Муромской, тут же решает жениться на ней.

Вторая картина. Гостиная Муромских. Анна Андреевна хлопочет, чтобы все было «как на Москве в приличнейших домах». С визитом к Муромскому является Нелькин, следом докладывают о Кречинском. Он осыпает Лидочку комплиментами, очаровывает ее и Атуеву и, получив приглашение на бал, который будет вечером, удаляется. Картину завершает дуэт возмущенного Муромского с Атуевой «Опять сбежится свора тараторок».

Третья картина. Бал в доме Муромских. Звучит плавный вальс, все танцуют. Кречинский приглашает Лидочку. Его обращение к ней «Верьте, на Москве не бывало бала» — изящный стилизованный гавот. Кречинский замечает на руке Лидочки перстень с великолепным бриллиантом. Он хвалит камень, но замечает, что тот плохо оправлен. И Лидочка протягивает ему сорокатысячный перстень с просьбой сделать новую оправу. Подле Кречинского возникает зловещая фигура Бека. Вкрадчиво звучит его фраза: «Любезный друг, я слышал случаем, что вас долги большие мучают». В стороне Нелькин, огорченный, что ему предпочли другого, перечисляет свои добродетели, а Кречинский, как бы отвечая ему, поет залихватскую мазурку «Будь преисполнен ты чувств благородных, женщине это ничто».

Четвёртая картина. Квартира Кречинского. На кушетке спит одетый Расплюев. С бала возвращается радостно возбужденный Кречинский. Его куплеты (переходящие в терцет с Расплюевым и Федором) «Когда наскучит вам покой» — синкопированный речитатив. Кречинский требует, чтобы Расплюев добыл ему денег — полторы тысячи на ухаживание. Этому посвящен следующий терцет «Батюшки мои светы, — тысяча пятьсот!», с настойчивым остинатным ритмом, будто вдалбливающий основную мысль. Он заканчивается восклицанием «Не могу» — Расплюева и «Укради! Укради!» — Кречинского и Федора.

Пятая картина. Снова у Муромских. Атуева и Лидочка разговаривают о Кречинском. Их дуэт «То заплакать от счастья мне хочется вдруг» — лирический вальс. Входит Муромский, и Атуева уговаривает его выдать Лиду за Кречинского. Бурную сцену прерывает Кречинский, явившийся сделать официальное предложение. Он разыгрывает добропорядочного помещика, рачительного хозяина, и простодушный Муромский дает согласие на брак. Финал акта — меланхолический дуэт Муромского и Атуевой «Ну, что же вы как в рот воды набрали!», переходящий в квартет «Шерше ля фамм» (реминисценция куплетов «Когда наскучит вам покой»).

Второе действие

Шестая картина. Видение Кречинского. Его обступают призрачные фигуры, в которых угадываются кредиторы, партнеры по картам. Зловеще звучит хор: «Игра! Была игра. Не рассчитался с нами ты на месте». Лихорадочные размышления Кречинского: «Грязный слух! Подлая молва!»

Седьмая картина. У Кречинского. Он подсчитывает долги и расходы, связанные со свадьбой, Федор то и дело докладывает о приходе новых кредиторов. Кречинский велит всех гнать в шею, но Щебнев передает, что запишет его в книгу должников. Это значит — всей Москве станет известно о банкротстве, и, конечно, свадьбе не бывать! В отчаянии кидается Кречинский к бюро, судорожно роется в ящиках, надеясь найти хоть что-нибудь ценное. Его взгляд останавливается на грошовой модели Лидочкиного кольца, сделанной для ювелира. Осененный внезапной мыслью, Кречинский пишет Лидочке записку («Мой свет очей») и велит Расплюеву немедленно ехать к Муромским.

Восьмая картина. Гостиница Муромских. Лидочка одна. Она поет робкое и нежное ариозо «Женская доля такая». Появляется мрачный Нелькин и начинает упрекать девушку: ведь он надеялся на ее расположение! Тишка докладывает о Расплюеве. Тот передает Лидочке записку. Оказывается, Кречинский просит у нее на время перстень под тем предлогом, что заключил относительно него какое-то пари. Лидочка отдает перстень Расплюеву.

Девятая картина. У Кречинского. Торжествующий Расплюев приносит кольцо. И он и Федор убеждены, что нужно бежать с драгоценностью: шутка ли — сорок тысяч. Лихорадочно звучит терцет «Он у нас Наполеон», во время которого Федор и Расплюев судорожно увязывают пожитки. Но Кречинский велит Федору сторожить Расплюева, «укравшего» кольцо. И уходит. Расплюев в ужасе пытается бежать, Федор выполняет наказ барина. Комнату заполняют какие-то помятые личности. Мрачно их пение: «Предали тебя, братец, предали тебя — пропадешь!» Расплюев им отвечает жалкими и отчаянными причитаниями.

Десятая картина. Ростовщическая лавка Бека. Грустной вереницей проходят закладчики, жалобно звучит их пение: «Отец родной! В тебе спасение!» Входит Кречинский, желающий получить заклад десять тысяч. При виде перстня у Бека разгораются глаза, но он начинает торговаться и дает лишь шесть. Кречинский согласен. Он требует принести сургуч и коробку: драгоценный заклад будет им собственноручно запечатан. Ловко подменив перстень, он запечатывает коробку с грошовым колечком-моделью и получает деньги. Нелькин, прячась, наблюдает за происходящим. Их терцетом «Это колечко» заканчивается картина.

Одиннадцатая картина. Квартира Кречинского. Расплюев, в новом фраке, поет, аккомпанируя себе на гитаре, куплеты «Богач везде имеет власть». Кречинский ожидает невесту с отцом и теткой. Расплюеву он велит отвлекать Муромского, а сам собирается заняться дамами, чтобы ускорить свадьбу.

Входят Муромские с Атуевой. Они восхищаются квартирой Кречинского, его вкусом. Общее согласие нарушается приходом Нелькина, который обвиняет Кречинского в краже кольца. Тот спокойно вынимает из бюро кольцо. Нелькина выгоняют. Муромские просят прощения за недостойное подозрение, но Кречинский понимает опасность положения. Договорившись, что завтра же будет сыграна свадьба, он выпроваживает гостей. Но те не успевают уйти: является Нелькин с Беком и частным приставом, за ними — толпа любопытных. Слышится хор «Кречинский лопнул. Он банкрут!» Бек обвиняет его в том, что он взял заклад под стекло, и Лидочка отдает ростовщику бесценный перстень. Спектакль заканчивается ансамблем, в котором Лидочка говорит о своей любви. Кречинский с горечью осознает, что потерял ее. Муромский стыдит дочь, а хор злорадно комментирует происходящее.

Л. Михеева, А. Орелович

реклама

вам может быть интересно

Равель. Фортепианное трио Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама