«Сын мандарина» — комическая опера Ц. Кюи в 1 действии, либретто В. Крылова.
Премьера: Петербург, Клуб художников, 7 декабря 1878 г., под управлением В. Главача.
Это раннее (1859) сочинение Кюи по характеру приближается к комическим операм Обера или опереттам Оффенбаха. Изображенный здесь Китай имеет мало общего с реальным. Это фантастический, фарфоровый мир. Действие происходит в гостинице, куда должен приехать мандарин, ищущий своего потерянного, вернее — изгнанного вместе с матерью сына. В Иеди, дочь трактирщика, влюблен молодой слуга Мури, тогда как отец просватал ее за другого слугу, Зай-Санга. Прибывший мандарин узнает в Мури своего сына, вопреки попыткам Зай-Санга занять его место. В финале Мури и Иеди соединяются браком.
Музыка оперы легка, изящна, остроумна, но лишена оригинальности. По своему «китайскому» колориту она сродни Бронзовому кото Обера.
Несложность постановки, малое количество действующих лиц, мелодичная музыка определили успех оперы, которая ставилась в Киеве, Одессе, но более всего в Петербурге и Москве. Она исполнялась часто и охотно, в том числе такими выдающимися артистами, как Л. Собинов, И. Тартаков, Л. Савранский. В петроградском Малом государственном академическом театре впервые представлена 26 октября 1921 г. под управлением М. Купера (Г. Боссэ — Мандарин, Е. Бронская — Йеди, Н. Большакова — Н. Мури, И. Тартаков — Трактирщик).
А. Гозенпуд