Эуген Сухонь

Дата рождения
25.09.1908
Дата смерти
05.08.1993
Профессия
Страна
Словакия
Эуген Сухонь

Эуген Сухонь (словац. Eugen Suchoň; 25 сентября 1908, Пезинок — 5 августа 1993, Братислава) — словацкий композитор. Народный артист ЧССР (1959). Лауреат Государственных премий ЧССР (1951, 1954, 1960).

Учился в Музыкально-драматической академии, с 1927 — в Братиславской консерватории по классу композиции Ф. Кафенды. Совершенствовался у В. Новака в Школе мастерства при Пражской консерватории. С 1933 преподавал теорию музыки и композицию в консерватории, в 1948–59 — на педагогическом факультете Словацкого университетата (с 1955 — Высшая педагогическая школа) в Братиславе.

Для творчества Сухоня, одного из основоположников профессиональной словацкой музыки, характерны актуальность тематики, национальное своеобразие, связанное с использованием словацкой народной песенности и других фольклорных музыкальных традиций. В его сочинениях конца 20 — начала 30-х гг. 20 века, созданных в духе поздних романтиков, преобладают субъективные лирические образы.

Для зрелого периода творчества Сухоня характерны стремление к философскому осмыслению явлений, расширение образно-эмоциональной сферы. Композитор прибегает к использованию новой техники композиции, в т. ч. модальной гармонии, элементов додекафонии, приёмов фактурного тематизма, более опосредованному претворению фольклора.

В первой словацкой национальной опере «Водоворот» («Крутнява», 1949; народно-бытовая психологическая драма из крестьянской жизни) проявляются характерные для поздних сочинений Сухоня драматизм и эпическая широта, обострённый психологизм и лирико-философская углублённость. Опера отличается напряжённостью и динамичностью действия, контрастностью образов, сквозным симфоническим развитием, гибкостью вокальной декламации, претворившей черты песенности и выразительных речевых интонаций.

В историко-эпической драме «Святоплук» (пост. 1960; посвящена драматическим событиям Великоморавского княжества конца 9 века) проявляется мастерство в психологических характеристиках, построении массовых сцен, сочетании вокальных и симфонических пластов (обе оперы ставились во многих европейских странах, в т. ч. в СССР; «Крутнява» — в Москве, Тбилиси; «Святоплук» — в Саратове).

Хоровые сочинения, связанные с образами природы («Псалом земли Подкарпатской», «О горах») и отличающиеся народно-жанровым характером тематизма, близки фольклорным традициям; многие хоры патриотического содержания посвящены судьбе словацкого народа.

Среди инструментальных произведений выделяются виртуозные концертная «Фантазия и бурлеска» для скрипки с оркестром, симфоническая сюита «Метаморфозы» (посвящена теме становления личности художника).

Сочинения 60 — начала 70-х гг. свидетельствуют о многообразии творческих интересов (хоровой цикл «О человеке», «Мрачная поэма», 6 пьес для струнного квартета, концертная мелодрама «Созерцания», симфоническая фантазия на тему BACH для органа, струнного оркестра и ударных.

H. A. Гаврилова

Сочинения:

оперыВодоворот (Крутнява, 1949, Братислава; Гос. пр. ЧССР, 1951), Святоплук (1960, Братислава; Гос. пр. ЧССР, 1960); кантата Псалом земли Подкарпатской (Zalm zeme Podkarpatskej, 1938); для оркестра — увертюра к драме И. Стодола «Король Святоплук» (1936), симфоническая картина Прорыв (1976), Сельская симфониетта (Symfonietta rustica, 1957), сюиты Балладная (1936; также для фп., 1935) и Метаморфозы (1953; Гос. пр. ЧССР, 1954); для струнного оркестра — Серенада (1932), 6 пьес (1955–63); симфоническая фантазия на тему BACH для органа, струн. орк. и ударных (1972); для инструмента с оркестром — Рапсодическая сюита для фортепиано (1965), Фантазия и бурлеска для скр. (1933–1948); камерно-инструментальные ансамбли — соната (1930), сонатина (1937) и Мрачная поэма (Poeme macabre, 1963) для скр. и фп., струнный квартет (1931), фортепианный квартет (1933), Серенада для квинтета духовых (также перелож. для струн. орк., 1933); для фортепиано — Маленькая сюита с пассакальей (1931), Картинки Словакии (1957), Калейдоскоп (1968, перелож. для орк., 1971), Созерцания (с чтецом; также с орк., 1964); цикл «Ночь и одиночество» (1932) для голоса с фортепиано; хоры — О горах (a cappella, 1942), О человеке (1962), Терховские песни (с орк., 1952), цикл К звёздам (Ad astra, с камерным орк., 1961); песни; обработки слов., хорв. нар. песен для голоса с фортепиано; музыка для драматического театра и кино (в т. ч. к фильму «Бой закончится завтра»).

реклама

вам может быть интересно

Произведения

рекомендуем

смотрите также

Реклама