«Лик человеческий» (фр. Figure humaine) — кантата для двойного смешанного хора a cappella Франсиса Пуленка (1943).
«О, моя Франция, о, моя заброшенная!» – воскликнул Франсис Пуленк, завершив свое совместное выступление с певцом Пьером Бернаком в Бельгии в 1944 г. Потрясенные слушатели встали. К счастью для композитора, немецкие офицеры, присутствовавшие на концерте, не понимали французского языка… Но этой ситуацией не ограничивалось изъявление гражданской позиции композитора – еще более многозначительным поступком стало написание кантаты «Лик человеческий».
Замысел кантаты возник во время паломничества в Рокамадур. Пуленк в то время планировал написать концерт для скрипачки Жинетт Невё, но более важной задачей показалось ему создание произведения, которое стало бы «подарком» для французов ко дню освобождения – композитор верил, что это непременно произойдет. Подходящей основой для такого сочинения стали стихи Поля Элюара. С этим поэтом-сюрреалистом Пуленк познакомился еще в 1917 г. Во время Второй мировой войны Элюар присоединился к движению Сопротивления, и его поэтический дар играл важную роль в борьбе против оккупантов – с английских самолетов на территории Франции разбрасывались листовки со стихами Элюара. В начале оккупации, когда фашисты еще не ввели строгую цензуру, состоялась публикация сборника «Поэзия и Правда. 1942», но после его выхода оккупационные власти разыскивали автора как преступника, а в скором времени свободе печатного слова во Франции пришел конец. Стихи Элюара, напечатанные на пишущей машинке, распространялись тайно. По словам Пуленка, он был одним из тех «привилегированных» людей, которые имели возможность получать эти стихи. Они были подписаны псевдонимом, но композитор прекрасно знал, кто в действительности является их автором, а содержание их идеально передавало те чувства, которые испытывал композитор, зная, сколько его соотечественников было арестовано, выслано и расстреляно в 1943 г.
Хотя содержание кантаты связано с событиями войны, композитор воспринимал ее как своеобразную молитву (не случайно она была задумана во время паломничества) – в особенности это относится к заключительной части сочинения. Хотя в католической традиции духовные сочинения исполняются с инструментальным сопровождением, в данном случае Пуленк желал, чтобы этот «акт веры» был выражен одними только человеческими голосами – без участия музыкальных инструментов. Кантата, исполняемая a cappella, предназначена для большого смешанного хора двойного состава. Благодаря разделению хоровых партий общее количество голосов на протяжении большей части сочинения составляет двенадцать, а в кульминационных моментах достигает шестнадцати. Произведение Пуленка предъявляет весьма высокие требования к хору – ведь интонационный и гармонический язык сложен. Красочность и выразительность музыки объясняется не только гармонической и мелодической тонкостью, но и детализированной нюансировкой: динамические оттенки, варьирующиеся от ff до pp, проставлены почти для каждой фразы. Наряду с динамикой указывается характер исполнения: «светло», «нежно», «скандируя» и т. д. Музыковед Анри Элль охарактеризовал творение Пуленка как «блестящую кантату тысячи нюансов».
В кантате предстают образы суровых испытаний – но вопреки всему автора не покидает вера в грядущую победу: только две из восьми частей заканчиваются в минорном ладу. Музыкальная ткань насыщена полифоническими элементами, составляющие ее голоса развиваются как самостоятельные мелодии. Наиболее сложна в этом плане часть, повествующая о погибших бойцах – в быстром темпе возникают диссонирующие созвучия. Единственная часть, не имеющая полифонических элементов – «Будь терпелива, дорогая». Кульминацией кантаты становится финал, выдержанный в гимническом духе – торжественное воспевание Свободы. В стихотворении, содержащем двадцать одну строфу, ключевое слово – «Свобода» – появляется только в конце. Хор скандирует его на светлом ми-мажорном аккорде.
Кантата была завершена в конце лета 1943 г. Музыкальный издатель Поль Руар – друг Франсиса Пуленка – тайно опубликовал партитуру, которая в скором времени была переправлена в Великобританию. Помощь английского посольства позволила композитору отправится на военном самолете в Англию, где он посещал репетиции. «Лик человеческий» впервые прозвучал по радио в марте 1945 г., исполнил произведение хор BBC, дирижировал Лесли Удгэтт (текст кантаты для мировой премьеры был переведен на английский язык, на языке оригинала она впервые прозвучала в Брюсселе в 1946 г.) В день освобождения Парижа Франсис Пуленк вывесил в открытом окне французский флаг и выставил партитуру «Лика человеческого» – он был убежден, что создание этого произведения стало для него выполнением гражданского долга. Во Франции кантата впервые прозвучала в мае 1947 г.