Piano Concerto No. 1 (d-moll), Op. 15
Одним из самых значимых событий в жизни молодого Иоганнеса Брамса стала встреча с Робертом Шуманом. Великий композитор, близкий к завершению своего жизненного пути, поистине «благословил» его, оценив по достоинству талант Брамса. Он многого ожидал от столь одаренного молодого коллеги и интересовался, чем он занят. Об этом Шуман расспрашивал в письме их общего друга – знаменитого скрипача Йозефа Иоахима: «Где же наш Иоганнес?… Летает высоко в облаках или теряет время среди цветов?» Под последним подразумевалось создание небольших фортепианных пьес – и Брамс действительно занимался этим с большим увлечением и успехом. Но Шуман желал, чтобы он «принял на работу бубны и трубы» – то есть принялся за создание крупного произведения с участием оркестра. При этом указал Брамсу ориентир – «вспомнить начало симфонии Бетховена и сделать нечто похожее». Шуман был убежден, что главное – начать, «а окончание придет само». Молодой композитор последовал этому совету, и результатом стало создание Фортепианного концерта № 1 ре минор.
Примечательно, что сам Шуман создал лишь один фортепианный концерт, и сделал это уже в зрелом возрасте – Брамс же написал два таких произведения, и к сочинению первого из них он приступил, когда ему был всего двадцать один год. Возможно, такое различие в отношении к этому жанру было связано с тем, что Шуману не удалось реализовать мечту о карьере концертирующего пианиста-виртуоза, Брамс же в 1850-х гг. выступал как пианист, исполняя сочинения Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена в жанре концерта для фортепиано с оркестром. Но в истории создания концертов Шумана и Брамса можно усмотреть одну общую черту: оба композитора, начиная работать над этими произведениями, поначалу не собирались создавать фортепианные концерты. Шуман первоначально написал одночастную Фантазию, Брамс же создал сонату для двух фортепиано – в таком виде произведение было завершено в 1854 г. Но, как известно, ранние фортепианные сонаты Брамса Шуман именовал «скрытыми симфониями» – и это произведение тоже содержало в себе симфонический потенциал, и эту «скрытую симфонию» композитор решил переработать в симфонию «явную». Попытка эта успехом не увенчалась – четырехчастный цикл был сокращен до трехчастного (сарабанда, которая изначально была второй частью Сонаты для двух фортепиано, впоследствии была включена в Немецкий реквием). К конечном итоге, результатом переработки стала не симфония, а концерт, который называют иногда «симфонией с фортепиано». Первый фортепианный концерт был завершен к весне 1857 г.
История рождения ре-минорного концерта отразилась в соотношении фортепианной партии и оркестра, между которыми устанавливаются отношения равноправного партнерства. Наибольшим масштабом отличается первая часть – Maestoso. Создается впечатление, что Брамс действительно последовал совету Шумана, ориентируясь при ее создании на Девятую симфонию Бетховена, сходство в особенности проявляется в начальном разделе – широко развернутом и излагаемом без участия солирующего инструмента. В драматическую атмосферу вводит исполненное страсти «высказывание» струнных, сопровождаемое тремолирующими литаврами.
Часть вторую – Adagio – Брамс называл «нежным портретом» Клары Шуман, это прекраснейший образец брамсовской лирики. Основную тему части, имеющей трехчастную форму, при первом проведении излагает фагот.
Жизнерадостная третья часть, отмеченная чертами виртуозности – Allegro non troppo – по структуре сходна с финальным родно Третьего фортепианного концерта Бетховена. Из трех тем финала вторая может рассматриваться как очень серьезное видоизменение первой, третья же тема появляется в эпизоде. Мажорная кода построена на интонациях первой и третьей тем.
Премьера Концерта для фортепиано с оркестром ре минор состоялась в январе 1859 г. в Ганновере, а вскоре после этого произведение прозвучало в Лейпциге, в обоих случаях солировал сам Брамс. Сказать, что произведение не было принято публикой – значит, ничего не сказать: при исполнении в Лейпциге слушатели даже не сочли нужным отблагодарить автора-исполнителя аплодисментами. Критики тоже приняли Концерт отнюдь не благосклонно – в рецензиях на него говорилось о «неприятных звуках» и «пронзительных диссонансах».
После такого фиаско музыкальное издательство «Брайткопф и Гертель» сочло молодого автора бесперспективным и отказалось с ним сотрудничать. Истинной причиной неприятия Концерта публикой были «обманутые ожидания» – слушатели ожидали бравурных пассажей и других эффектных приемов в сочетании с относительной легкостью восприятия. «Симфония с фортепиано», исполненная глубокого смысла и сильных страстей, была непривычна в таком качестве. Лишь третье исполнение Первого фортепианного концерта было успешным, оно состоялось в марте 1859 г. в Гамбурге.
Фортепианный концерт No. 2 →
Симфоническое творчество Брамса →
Послушать:
Чикагский симфонический оркестр, дирижёр Фриц Райнер, солист Артур Рубинштейн
Запись 17 апреля 1954 года
I — Maestoso
II — Adagio
III — Rondo: allegro non troppo