Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»

Композитор
Год создания
1838
Дата премьеры
27.11.1842
Жанр
Страна
Россия
Опера «Руслан и Людмила». Иван Билибин, 1900

Состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, контрафагот, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, колокольчики, струнные; духовой оркестр на сцене (банда, по наличию).

История создания

Сразу после премьеры «Жизни за царя» Глинку стала занимать мысль о создании новой оперы. Вскоре был избран и сюжет — ранняя шаловливая поэма Пушкина (1799—1837) «Руслан и Людмила» (1817— 1820), в которой юный гений еще только расправлял свои крылья. В своих «Записках» композитор вспоминает: «На одном из вечеров Пушкин, говоря о поэме своей «Руслан и Людмила», сказал, что он многое бы переделал, я желал узнать от него, какие именно переделки он предполагал сделать, но преждевременная кончина его не допустила меня исполнить этого намерения».

Глинка начал работу над музыкой, не только не имея либретто оперы, но даже толком не зная, кто его будет писать. Тем не менее писал он с жаром, и одним из первых номеров оказался Марш Черномора. О воплощении этого образа тоже можно прочесть в «Записках»: «Первую мысль о «Руслане и Людмиле» подал мне... князь Шаховской; по его мнению, роль Черномора следовало писать для Воробьевой...» Воробьева-Петрова, замечательная певица, первая исполнительница роли Вани в «Жизни за царя», обладала прекрасным контральто. Но, по размышлении, композитор поручил ей партию Ратмира. Характеристика же Черномора стала исключительно инструментальной. В опере эпической по духу, далеко отстоящей от легкой, шутливо-иронической поэмы Пушкина, пожалуй, именно этот образ наиболее близок поэту:

Раздался шум; озарена
Мгновенным блеском тьма ночная,
Мгновенно дверь отворена;
Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идет
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несет;
И входит с важностью за нею
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей:
Его-то голове обритой,
Высоким колпаком покрытой,
Принадлежала борода.

Летом 1838 года Глинка, служивший тогда в Придворной капелле, отправился на Украину за пополнением ее певческого состава новыми молодыми голосами, которыми славилась Украина. После утомительных поездок по тряским дорогам между селами, в церковных хорах которых композитор вместе с капелльским учителем пения Д. Палагиным искал юных певчих, он отдыхал в Качановке, богатом благоустроенном имении одного из друзей. «В портфеле моем нашлись два № , приготовленные для "Руслана"»: Персидский хор... и марш Черномора, обе эти пьесы слышал я в первый раз в Качановке, они были хорошо исполнены, в марше Черномора колокольчики мы заменили рюмками, на которых чрезвычайно ловко играл Дмитрий Никитич Палагин», — читаем в «Записках». По изысканиям исследователей, написан этот номер — оркестровая характеристика злобного карлика — не позднее апреля 1838 года, перед отъездом Глинки из Петербурга. Сочинение же всей оперы растянулось на несколько лет.

Партитура была закончена в 1842 году. Тогда же Лист, бывший с концертами в России, познакомился с ней в доме Кукольника, где жил Глинка. К восторгу композитора, Лист блестяще прочел партитуру с листа, не пропустив ни одной ноты. Выдающийся музыкант был пленен яркой оригинальной музыкой. В следующий свой приезд в 1843 году он побывал на одном из спектаклей оперы, премьера которой состоялась 27 ноября 1842 года. После этого в одном их своих концертов, в заключение его, Лист с присущим ему блеском исполнил собственную фортепианную транскрипцию Марша Черномора. Играл ее он и в домашнем кругу. Так этот номер получил европейскую известность. Впоследствии его стали широко исполнять на симфонической эстраде.

Музыка

Фанфары труб возвещают о появлении властелина волшебного царства. Торжественное шествие начинается якобы грозными, помпезными, а на самом деле гротескными, карикатурными, причудливыми, угловато изломанными ходами. Их сменяют звучания пиццикато струнных в сопровождении колокольчиков. Яркая, своеобразная оркестровка живо передает фантастический образ карлика, злого, коварного, но не такого уж могущественного.

Л. Михеева

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама