«Царь Калоян» (болг. Цар Калоян) — опера П. Владигерова в 3 действиях (6 картинах), либретто Н. Лилиева и Ф. Поповой-Мутафовой по роману Ф. Поповой-Мутафовой «Салоникский чудотворец».
Премьера: София, 20 апреля 1936 г.
Действие оперы развертывается в начале XIII в. Войско болгарского царя Калояна наносит поражение крестоносцам, вторгшимся в пределы страны, и захватывает в плен их вождя Болдуина, главу Латинской империи. Жена царя Мария, домогавшаяся любви пленника, но отвергнутая им, оклеветала Болдуина. Разгневанный Калоян осуждает пленника на казнь и после того, как она совершилась, узнает правду. Несмотря на то что в центре сюжета — личный конфликт, идейное содержание оперы много шире и богаче.
Музыка, опирающаяся на болгарский фольклор, утверждает высокий нравственный идеал, преданность отчизне, верность долгу и слову. Действие развивается на ярко выписанном жанрово-бытовом фоне.
А. Гозенпуд
Действующие лица:
• Калоян, болгарский царь, баритон
• Мария, его жена, сопрано
• Бальдуин, тенор
• Борил, племянник царя, тенор
• Зоя, приближенная царицы, меццо-сопрано
• Каля, служанка, меццо-сопрано
• Посол, бас
• Болгарский архиепископ, бас
• Монах, бас
• Переводчик, тенор
Первое действие
Первая картина. В 1202 году французские рыцари под предводительством графа Бальдуина фландрского и маркграфа Бонифация де Монферрата начали четвертый крестовый поход против сарацинов. Двумя годами позже правитель Болгарии Калоян становится болгарским царем. Во время его коронации приходит известие, что граф Бальдуин объявил Болгарии войну. Калоян спешно собирает войска: он сам возглавит поход против рыцарей- крестоносцев, вторгшихся в его страну и забывших о своей священной миссии освобождения гроба господня.
Вторая картина. Молодая жена Калояна — царица Мария горюет в одиночестве. Тщетны все старания родных и придворных утешить ее.
Неподалеку от городских стен разыгрывается битва. Город охвачен паникой, но присланный Калояном с поля боя гонец сообщает, что отважные болгарские войска, защищая свою родину, наголову разбили крестоносцев. Многие рыцари, в том числе Бальдуин, взяты в плен.
Второе действие
Первая картина. У ворот города Тырнова народ радостно встречает возвращающиеся с победой войска Калояна. Проходит колонна пленных во главе с Бальдуином. Калоян великодушно решает: Бальдуин будет не пленником, а, как подобает герою, дорогим гостем.
Народ ликует, восторженно приветствуя победу. Одна лишь царица Мария не разделяет общей радости — она с первого взгляда полюбила пленного рыцаря, и ее не радует победа мужа над врагом.
Вторая картина. Недолго пришлось Калояну побыть дома: стране угрожает новая война, и царь отправляется в боевой поход. Мария, оставшись одна, лунной ночью пробирается к башне, где находится Бальдуин, чтобы тайно встретиться с пленником. Бальдуин печален. Он скорбит о покинутой родине, вспоминаетосиротевших детей. Рыцарь остается безучастным к признаниям царицы.
Третье действие
Первая картина. Царица Мария, переодевшись греческим монахом, проникла в башню Бальдуина. Она вновь говорит рыцарю о своей любви, пытается уговорить его бежать с ней, обещает при поддержке верных ей греков сделать его царем. Бальдуин и на этот раз решительно отказывается: он не хочет злоупотреблять гостеприимством и доверием Калояна. Царица, видя крушение последних надежд, покидает башню рыцаря — она не забудет обиды и сумеет отомстить Бальдуину.
После того как царица удалилась, в башню приходит монах — посол из Франции. Рыцарь отдает ему письмо для передачи своему брату.
Вторая картина. Калоян с победой вернулся домой. Племянник царя — Борил, ставший невольным свидетелем встречи царицы с Бальдуином в саду, пытается уверить царя, что. Мария и пленный рыцарь любят друг друга. Царь гневно отказывается слушать Борила — он глубоко верит обоим. Мария решает — пришла пора осуществить задуманную месть. Она зло клевещет на Бальдуина: рыцарь пытался принудить ее к бегству. От стражи Калоян узнает, что в его отсутствие пленника посещал греческий монах, а греки подняли мятеж против болгар. Царь решает, что Бальдуин, вступив в заговор с греками, подготовил это восстание, и приказывает немедля казнить рыцаря.
Тем временем французский монах, которому Бальдуин передал письмо, схвачен и приведен к царю. Переводчик читает Калояну письмо Бальдуина к брату, в котором рыцарь пишет о домогательствах царицы. Услышав это, Мария пронзает себе грудь кинжалом и падает мертвой у ног царя.
Спешно приказывает Калоян остановить казнь, но погребальный звон возвещает, что она уже свершена. Приближается траурное шествие, сопровождающее тело рыцаря. С раскаянием оплакивает царь безвинно погибшего Бальдуина.