Requiem, Op. 5
Grande Messe des morts
Состав исполнителей: тенор, хор (210 человек), оркестр, 4 оркестра медных духовых инструментов за кулисами.
История создания
Середина 1830-х годов — время расцвета творчества Берлиоза. Он заявил себя ярким новатором в разных жанрах — программной симфонии с солирующим альтом «Гарольд в Италии», опере «Бенвенуто Челлини». Настала очередь оратории. В 1837 году правительство объявило об установлении ежегодного траурного празднества в память всех погибших за «Три Славных Дня в июле» революции 1830 года. Сам Берлиоз, тогда ученик Парижской консерватории, в последний день с пистолетом в руке бросился к еще не разобранным баррикадам и был в полном отчаянии, что не успел принять участия в боях.
Предшествующие два дня он просидел взаперти, принимая участие в других боях — за высшую консерваторскую награду, Римскую премию. Помимо жертв 1830 года, траурная церемония в Доме Инвалидов отмечала еще одну годовщину: в июльские дни 1835 года во время смотра Национальной гвардии, «посвященного памяти погибших в революцию», жертвой покушения на короля Луи Филиппа стал один из генералов.
Первоначально на празднестве предполагалось исполнение Реквиема Керубини, однако он, директор консерватории, благородно отказался представить только что законченное сочинение, узнав о кандидатуре бывшего воспитанника консерватории Берлиоза, хотя его творчество отстояло на целую эпоху от идеалов Керубини. Кандидатура Берлиоза была утверждена далеко не сразу, но все же он получил «давно желаемую добычу» — заказ на сочинение Реквиема (см. Реквием Моцарта). Композитора опьяняла одна мысль о Dies Irae — картине Страшного Суда. Берлиоз сразу же представил ее в грандиозном звучании 500—600 исполнителей: «Голова моя кипела, у меня начались головокружения». Работа шла быстро, причем Берлиоз надеялся, что его «партитура будет достаточно великой». Первое упоминание о Реквиеме относится к 8 марта 1837 года, пометка об окончании — 29 июня. Для раздела Tuba mirum (Вострубит труба нам звоном) Берлиоз использовал часть Resurrexit (Воскрес) из Мессы — одного из первых своих крупных сочинений (1825). С этой частью у композитора были связаны волнующие воспоминания о первом авторском концерте 16 мая 1828 года. После ее исполнения оркестр и хор устроили Берлиозу, сидевшему в оркестре, овацию, и он разрыдался, «распростертый на лаврах», готовый закричать, услышав собственную музыку: «Как это чудовищно, колоссально, ужасно!» Реквием же он считал вершиной своего творчества: «Если бы мне угрожала гибель всех моих произведений, я просил бы пощады для Реквиема».
Исполнение Реквиема в дни годовщины, вскоре по завершении, не состоялось, хотя Берлиоз уже проводил репетиции. По его словам, «политика вмешалась и навела порядок — правительство Луи Филиппа испугалось большого скопления народа в одном месте и самого характера церемонии... У меня украли мое настоящее и мое будущее». Лишь полгода спустя, 5 декабря 1837 года композитор, добился исполнения Реквиема в Доме Инвалидов, но уже по совершенно иному поводу: на траурном богослужении памяти «всех храбрых, павших вместе с главнокомандующим при взятии Константины в Алжире». Все в этой церемонии было грандиозным. «Вид церкви был прекрасен; в глубине, под куполом, три длинных луча падали на приготовленный катафалк и заставляли хрустальные люстры сиять особым светом. Все знамена, взятые у неприятеля, пробитые пулями, были установлены на верху церкви и спускались вниз», — писал современник. На исполнение было отпущено 15 тысяч франков, из них около 4 получил Берлиоз (пресса писала о 70). Число музыкантов доходило до 420. Дирижировал Франсуа Габенек, создатель первого во Франции симфонического оркестра.
Музыка
Реквием — одно из наиболее типичных сочинений Берлиоза. Поражают его монументальность и красочность, потребовавшие необычного по величине и составу оркестра. Огромное число ударных: 8 литавр, 2 больших барабана, 4 тамтама, 10 пар тарелок. Невероятное количество медных инструментов входит в 4 закулисных оркестра: 4 корнета, 4 тромбона, 2 тубы в первом; по 4 трубы и тромбона во втором и третьем; в четвертом к ним добавлены еще 4 офиклеида. Исполнителей на струнных — 108 человек, из них 18 на контрабасах; в хоре — 210. Развернутые, крупномасштабные части написаны только для хора, нет ни арий, ни ансамблей. Лишь в одной части солирует тенор, но и это соло, согласно авторскому примечанию, «может быть спето 10 тенорами в унисон». Так что при всей красочности и драматизме Реквием очень далек от оперности. Нет в нем и широко распевных, задушевных мелодий, зато немало угловатых, хроматизированных вокальных тем, нередко используется речитация на одной ноте, подобная еле слышной молитве шепотом.
Все эти черты сосредоточены в 1-й части, Requiem et Kyrie (Вечный упокой и Господи помилуй), где приглушенные хроматизированные темы подвергаются сложному полифоническому развитию. 2-я часть, Dies irae (День предстанет в гневной силе), грандиозная фреска Страшного Суда, начинается негромко и бесстрастно, перекличкой одноголосных тем оркестра и женского хора (только сопрано), пока покой не взрывается бурей хроматических пассажей. Второй раздел, Tuba mirum (Вострубит труба нам звоном), — наиболее красочный и оригинальный: 4 оркестра медных инструментов в разных концах зала образуют, по авторскому определению, «звуковой поток», заполняя все пространство; гневные возгласы басов в унисон сопровождаются ударами большого барабана, затем — тамтамов и тарелок. 4 оркестра звучат и в 6-й части, Lacrimosa (Слезный этот день настанет), самой развернутой и контрастной: грозным бурям противостоят тихая мольба, светлая надежда. Необычна 7-я часть, Офферторий (Приношение даров), которому Берлиоз дает подзаголовок «Хор душ чистилища»: скромная тема канонически развивается у струнных, а хор в унисон бесконечно повторяет два слова молитвы Domine Jesu (Господи Боже Христе); этот вздох вечно длящейся муки замирает в конце, в едва слышном пиано-пианиссимо. Необычна и трактовка 9-й части, Sanctus (Свят) — самой лирической, просветленной, чистой: солисту-тенору, поющему преимущественно в верхнем регистре, отвечает «очень нежно» (авторская ремарка) трехголосный женский хор.
А. Кенигсберг
На протяжении почти всей своей творческой жизни Берлиоз испытывал тяготение к массовой гражданской музыке, связанной с революционными идеями. В юности он сочинил сцену «Греческая революция» (1826) и «Ирландские песни» на тексты поэта-патриота Томаса Мура (1830). В июльские дни 1830 года он обработал «Марсельезу» для двойного хора, оркестра и всех тех, «у кого есть голос, сердце и кровь в жилах» (авторская надпись на партитуре). В 1832 году у него возник замысел грандиозной семичастной симфонии, посвященной триумфальным победам Наполеона. Многие замыслы этой неосуществленной симфонии вошли впоследствии в выдающиеся гражданские произведения Берлиоза: в «Траурно-триумфальную симфонию» и «Те Deum». В 1846 году его обработка «Ракоци-марша» вызвала взрыв патриотических чувств в Венгрии.
К наиболее вдохновенным произведениям Берлиоза относится «Реквием» (1837), задуманный в честь памяти героев Июльской революции. До конца жизни композитор предпочитал его всем своим творениям. «Реквием» Берлиоза, убежденного атеиста, бесконечно далек от католических заупокойных месс. Это гражданская лирика в монументальном плане. Но Берлиоз подчеркивает не столько философский смысл, сколько эмоционально-драматические черты литургического текста. Он последовательно раскрывает многообразие глубоких человеческих страстей: страха, надежды, смирения, мольбы, радости, мужества, веры.
Музыка «Реквиема» уникальна по своей самобытной красоте. Она построена на грандиозных контрастах звуковых масс, мощных нарастаниях. Величие готических форм, потрясающая сила звучания, блестящая декоративность сочетаются с тонкостью деталей, а оригинальность мелодики и инструментовки — с широчайшей доступностью. («Реквием» Берлиоза написан для громадного состава (200 хористов, 140 оркестрантов, 4 дополнительных духовых оркестра и множество ударных инструментов).) Берлиоз сумел создать произведение, в котором гармонически сливаются мощный гражданский пафос с трогательной лирикой. Воздействие этой музыки и по сей день необыкновенно.
Новаторские композиционные приемы характеризуют почти каждый из десяти номеров. Так, в знаменитом «Dies irae», построенном на непрерывном переплетении трех музыкальных фраз в старинном церковном стиле, в момент кульминации вторгается величественная грозная фанфара. Она исполняется четырьмя духовыми оркестрами, расположенными в различных углах концертного помещения. Берлиоз создает в качестве своеобразного противосложения «фанфаре рока» движение у больших барабанов и литавр. Их рокот усиливает чувство страшного и неотвратимого.
В «Domine Jesu» партия хора построена на двух неизменно повторяющихся звуках (ля и си-бемоль), словно обвиваемых полифонической музыкой оркестра. Этим приемом достигается ощущение потрясающего трагизма. В «Requiem» и «Kyrie» из восходящей гаммы у струнных рождается хоровая партия, содержащая замечательные хроматические и ладотональные эффекты. При яркой индивидуальности контрастирующих номеров, они связаны общими интонациями, а в последнем номере, «Agnus Dei», Берлиоз даже возвращается к теме «Reguiem».
По новизне интонационного строя и композиции, по драматизму «Реквием» не имеет себе равных в музыке того времени, за исключением «Те Deum» самого Берлиоза (1849—1850) для трех хоров с оркестром и органом. Композитор называл «Те Deum» «двойником» своего «Реквиема».
В. Конен