The Young Lady and the Hooligan
Одноактный балет в 7 эпизодах на музыку Д. Шостаковича.
Сценарист (по мотивам одноименного киносценария В. Маяковского) А. Белинский, балетмейстер К. Боярский, художник В. Доррер, дирижер Е. Корнблит.
Премьера состоялась 28 декабря 1962 года в Малом театре оперы и балета.
На одной из улиц городской окраины верховодит молодой парень — Хулиган. Неизвестная Барышня привлекает его внимание.
В школе в новой учительнице Хулиган узнает Барышню. Она смело останавливает «распоясавшегося» Хулигана.
В парке Хулиган хочет выразить Барышне свои чувства, но та в испуге убегает.
В ресторане Хулиган кутит с дружками. Влюбленному юноше всюду «видится» Барышня. Стремясь к ней, он убегает.
Хулиган у дома Барышни.
В парке пьяные парни разгоняют гуляющих граждан. Хулиган вступается за Барышню и ее подруг. Барышня выслушивает признания своего защитника. Но бывшие приятели мстят Хулигану. Смертельно раненный в драке, он стремится к дому Барышни.
Хулиган умирает на руках Барышни.
* * *
«Премьера балета, — вспоминал его постановщик Константин Боярский, — совпала с совещанием деятелей культуры и искусства на подмосковной даче у тогдашнего секретаря Центрального Комитета партии Н. С. Хрущева. Спустя некоторое время в связи с этим в Ленинграде, в Таврическом дворце, состоялась встреча работников культуры и искусства с партийными руководителями города. С докладом выступил прибывший из Москвы секретарь Центрального Комитета Л. Ф. Ильичев. В числе „вредных" спектаклей, подражавших „растленному западному искусству", он назвал и балет „Барышня и Хулиган". Этого оказалось вполне достаточно, чтобы на партийном собрании в театре резко поставить вопрос обо мне и моем спектакле. Все выступающие, бия себя в грудь, каялись, что просмотрели допущенные мной извращения, требовали немедленно снять балет с театрального репертуара. Скорее всего, так бы и произошло. Неожиданно П. А. Гусев, который к тому времени стал художественным руководителем балета в новосибирском театре, пригласил меня поставить „Барышню и Хулигана" для предстоящих гастролей театра в Москве. По просьбе Гусева спектакль приняли первый секретарь обкома партии и несколько видных ученых из Академгородка. Все они дали восторженную оценку. То же самое произошло и в Москве, в Кремлевском дворце съездов. После этого балет „Барышня и Хулиган" начал триумфальное шествие по стране. Признал его и Ленинград: на страницах газет, хранивших до тех пор настороженное молчание, появились одобрительные рецензии».
Историк балета Вера Красовская отмечала: «Хулиган выходил на сцену со своей глубоко спрятанной горькой тоской, со своими грубовато-простецкими понятиями о благородстве, с не ясной ему самому противоречивостью порывов. Тема человека, не согласного с жизнью, мстящего этой суровой жизни и гибнущего в схватке с ней, вносила в спектакль интонации „жестокой лирики". Теме хулигана противостояла тема Барышни, данная без всякого умиления. Напротив, приемы классического танца вычерчивали характер манерной мещаночки, брезгливо оберегающей собственную безупречность. Герои нравственно подымались, так сказать, по встречным путям, и разрешающий толчок вел к трагедии финала. Тема становления личности, столь важная для современного искусства, вырастала на материале, казалось бы, для нее не предназначенном».
Балетная музыка Дмитрия Шостаковича, собранная без его участия из балетов «Золотой век» и «Болт», подсказала хореографу дерзкую характерность пластики Хулигана и доведенный до манерности классический танец Барышни. Образы этой музыки, звучащей по-прежнему современно, повлияли и на сценографию Валерия Дорера. С помощью рисованных задников была показана рабочая окраина — черные силуэты домов, образующие резкую перспективу улицы, и «парк», с его тремя голыми стволами и жалкой изгородью на фоне зеленоватого неба. Художник связал Хулигана с неприкаянностью ночных дорог, открыл Барышне нелегкий путь от порога дома с уютно занавешенным окном на ветреную улицу, с вычерченными линиями проводов. Музыка помогала и актерам. Вениамин Зимин, Николай Боярчиков, Валерий Панов — танцовщики разных индивидуальностей, толковали роль Хулигана по-разному, то опираясь на отчаянно-залихватские интонации музыки, то находя повод к нелегким раздумьям и к своей «хулиганской» лирике. В премьерных составах партию Барышни танцевали Лариса Климова и Галина Покрышкина.
В Малом театре балет «Барышня и Хулиган» выдержал 236 представлений. По свидетельству Константина Боярского, этот балет был перенесен им на сцены 28 театров страны, поставлен за рубежом. По балету был снят кинофильм на студии «Ленфильм» (1970).
30 мая 2001 года в рамках вечера из сочинений на музыку Дмитрия Шостаковича балет «Барышня и Хулиган» был возобновлен в Мариинском театре. Композитор, сценарист и балетмейстер остались прежними, художник Владислав Окунев следовал сценографии Валерия Доррера, художником по костюмам была Татьяна Ногинова. Балет имеет успех у публики, его постановка дала молодому поколению труппы возможность ярче выразить свое актерское мастерство. К удачам можно отнести работы Ильи Кузнецова (Хулиган), Светланы Ивановой (Барышня), Сергея Попова (Вожак). «Партия Хулигана — личная победа Ильи Кузнецова, — считает критик Лариса Абызова. — В старом балете, в роли, когда-то принесшей успех Валерию Панову, Кузнецов не только нашел свое лицо, но стал эпицентром всего действа, наполнив неожиданной глубиной достаточно банальный сюжет. Работа Кузнецова — редкий ныне случай предельной актерской самоотдачи. Артист не скрывает своего упоения от роли бесшабашного удалого молодца с душой, способной на истинное чувство». В дальнейшем в роли Хулигана был интересен и Игорь Зеленский.
А. Деген, И. Ступников