Жан Франсуа Лесюэр (фр. Jean-François Lesueur или Le Sueur), также Лесюёр (15 февраля 1760 года — 6 октября 1837 года) — французский композитор, хоровой дирижёр и музыкальный писатель. Член Института Франции (1813).
Музыкальное образование получил в церковных певческих школах Абвиля и Амьена, а также под рук. аббата Роз в Париже. Работал как хор. дирижёр в соборах Дижона, Ле-Мана, Тура, с 1786 возглавлял капеллу собора Нотр-Дам в Париже. В канун Великой франц. революции высказывал в печати и осуществлял смелые идеи реформы церковной музыки, стремясь к её драматизации, к картинной изобразительности. Лесюэр устраивал грандиозные концерты из своих произведений в соборе, чем вызвал нарекания церковных властей, и был вынужден уйти из капеллы. Начал писать для музыкального театра, примкнув к передовым музыкантам революционного Парижа.
В 1793 с успехом была поставлена его опера «Пещера», за которой последовал ряд др. оперных произведений. Тогда же началась деятельность Лесюэра в Национальном муз. институте (с 1795 — консерватория) в качестве профессора, затем инспектора. Вместе с Э. Мегюлем, Ф. Госсеком, Ш. Кателем он составлял учебные пособия по музыкально-теоретическим дисциплинам. В годы революции Лесюэр создал ряд хоровых песен и гимнов для массовых празднеств: «Песнь триумфов Французской республики», «Гимн 9 термидора», «Песнь 1 вендемьера IX года» (для 4 хоров) и др.
Одарённый, горячо увлекающийся композитор-новатор, Лесюэр был, однако, мятущимся и непоследовательным в своих поступках. В период консульства Наполеона он отошёл от консерватории и её передовых представителей, нападал на них в печати, стал придворным капельмейстером, отстаивал реставрацию старых церковно-певческих школ, а произведения, созданные им для революционных празднеств, переделывал для церкви или использовал в прославление императора.
В 1818–25 снова работал в консерватории. Среди учеников — Г. Берлиоз, Ш. Гуно, А. Тома. Свой интерес к музыкальному театру, монументальным хоровым жанрам, программной музыке Лесюэр в известной мере внушил ученикам.
Из сочинений Лесюэра сильнейшее впечатление на современников произвела опера «Пещера» (по одному из эпизодов романа «Жиль Блаз» А. Р. Лесажа) — образец жанровой разновидности «оперы спасения». Эта опера проникнута предромантическим сгущением драматизма, чувствами опасности и тревоги, связанными с таинственными приключениями героев. Выразительная взволнованность вокальных партий соединяется с колоритностью оркестра, передающего атмосферу действия.
Сочинения:
оперы (9), в т. ч. Пещера, или Раскаяние (La caverne, 1793, т-р «Фейдо», Париж), Поль и Виргиния (1794, там же), Телемах на острове Калипсо (Telemaque dans lоle de Calypso, 1796, там же), Оссиан, или Барды (1804, «Имп. академия музыки», Париж); музыкальные представления, в т. ч. Триумф Траяна (Le Triomphe de Trajan, 1807); 7 хоровых гимнов и песен для революц. празднеств; 33 мессы; оратории; мотеты и др. духовные произведения.
Музыкальная энциклопедия под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982