Во вторник, 2 декабря, Мариинский театр представит оперу Камиля Сен-Санса «Самсон и Далила» - первую премьеру сезона 2003-2004 года, сообщили Belcanto.ru в пресс-службе Мариинки.
Главная партия (Далила) в спектакле будет отдана оперной звезде знаменитой петербургской сцены Ольге Бородиной. Музыкальным руководителем и дирижером постановки стал Валерий Гергиев, художником-постановщиком - Эмманюэль Фавр, главным хормейстером - Андрей Петренко. В качестве режиссера-постановщика «Самсона и Далилы» был приглашен Шарль Рубо, а художником по костюмам - Катя Дюфло. Для Рубо и Дюфло это уже третья работа в Мариинском театре: их предыдущие спектакли – «Турандот» Пуччини, удостоенная «Золотого софита», и «Травиата» Верди, были с восторгом приняты петербургскими зрителями и критиками.
Декабрьская премьера оперы - это уже не первое обращение Мариинки к «Самсону и Далиле»: на сцене Императорского Мариинского театра эта работа Сен-Санса впервые была представлена на русском языке в 1896 году. Тогда режиссером постановки стал Осип Палечек, дирижером Эдуард Направник, а главные партии исполнили ведущие певцы труппы - Иван Ершов и Мария Славина.
Спустя более чем столетие, опера Сен-Санса вновь вернулась на сцену Мариинского театра. Ранее петербуржцы могли лишь несколько раз слышать ее в концертном исполнении. Так, в 2002 году опера звучала со сцены Мариинки в рамках программы «Шереметевские вечера», а осенью этого года - в Санкт-Петербургском университете.
Кроме того, минувшим летом оркестр театра под управлением Валерия Гергиева исполнил концертный вариант «Самсона и Далилы» на Зальцбургском фестивале. Тогда партию Далилы исполнила Ольга Бородина, а Самсона пел Пласидо Доминго.
«Самсон и Далила» - единственная из двенадцати опер Сен-Санса, прочно вошедшая в репертуар оперных театров. Однако ее путь к признанию был не простым. В 1867 году, когда композитор решил приняться за ораторию на сюжет из одной из глав библейской "Книги Судей Израилевых", поэт Лемер, к которому композитор обратился с предложением сотрудничества, убедил его писать оперу. Работа над оперой продолжалась почти десять лет: Сен-Санс то вдохновлялся произведением, то охладевал к нему.
Первый акт прозвучал в Париже в концертном исполнении, но не вызвал особого интереса у публики и прессы. Полноценной премьерой в 1877 году опера обязана Ференцу Листу, возглавлявшему театр Веймара. Со сцены Парижской Оперы «Самсон и Далила» прозвучала лишь двадцать лет спустя после написания - в 1892 году.