Моцарт. Скрипичные сонаты

Violin Sonatas

Композитор
Год создания
1778
Жанр
Страна
Австрия
Вольфганг Амадей Моцарт / Wolfgang Amadeus Mozart

Скрипка сыграла в жизни Моцарта, пожалуй, не меньшую роль, чем клавесин. Немало внимания уделял скрипке отец композитора – в год рождения своего гениального сына Леопольд Моцарт издал «Скрипичную школу» – пособие, в котором он изложил свои воззрения (в частности, он говорит о необходимости «длинного, но не медленного, тихого и плавно льющегося движения смычка»). И, разумеется, отец обучал сына игре на скрипке – точно неизвестно, в каком возрасте Вольфганг Амадей Моцарт начал осваивать скрипку, но в четыре года он уже определенно на ней играл, а по прошествии двух лет демонстрировал свое искусство при дворе в Вене.

Свои первые творения для скрипки юный Моцарт создал во время большого путешествия по Европе в 1763-1766 гг., это были шестнадцать сонат для скрипки и клавира. Во время этой поездки он выступал не только как исполнитель на клавесине, но и как скрипач, а по возвращении в родной Зальцбург был зачислен в этом качестве в капеллу.

Став взрослым, Моцарт уже не выступал на публике в качестве скрипача и отказался играть на скрипке в капелле, но интерес и любовь к этому инструменту сохранил. В 1778 г., находясь в Мангейме, он работал над флейтовыми концертами и квартетами. Их создание имело для композитора немалое значение в финансовом смысле, но особой радости не доставляла – в письме к отцу композитор жалуется, что вынужден писать для инструмента, который он «терпеть не может», да и сама по себе необходимость создавать несколько произведений подряд для одного и того же инструментального состава претила характеру композитора. Чтобы внести в творческий процесс некоторое разнообразие, он время от времени откладывает работу над флейтовыми произведениями и пишет сонаты для скрипки и клавира. Результатом этого своеобразного композиторского «отдохновения» явилось издание шести сонат, осуществленное в Париже. Моцарт посвятил их Элизабете Августе – курфюрстине Пфальца и Баварии.

В последующие годы он также писал сонаты для скрипки – в общей сложности композитором написано тридцать пять таких произведений. Примечательно, что сонаты для такого состава Моцарт начал создавать раньше, чем клавирные, словно «оттачивая перо» на них. Возможно, по этой причине в ранних его скрипичных сонатах клавирная партия доминирует над скрипичной – нигде скрипка не излагает тематический материал самостоятельно, она либо дублирует мелодию клавира в сексту, терцию или унисон, либо имитирует его краткие мелодические фразы, либо обогащает мелодию подголосками и фигурациями.

Музыкальный язык скрипичных сонат Моцарта перекликается с его оперным творчеством, это выражается в мелодической напевности тематизма и даже в элементах вокальной декламационности. Присутствуют в темах и жанровые черты. Полифонические приемы особой роли не играют – они представлены в основном перекличками и имитациями. Количество частей различно, как и их функции, но можно выделить определенные закономерности.

Ранние моцартовские сонаты состоят из трех частей: первая часть – Allegro, вторая – медленная, третья – менуэт. Сонаты, созданные в Мангейме, представляют собою двухчастные циклы в одной тональности. В венский период композитор возвращается к трехчастному циклу, но третья часть уже не менуэт, а рондо. Но в любом из периодов можно встретить исключения – например, Соната № 1 до мажор пятичастна: третья и четвертая часть – менуэты, но, поскольку первый менуэт возвращается после второго, эти две части можно трактовать и как одну, сонатный цикл сближается с сюитным. Особенно разнообразны по структуре сонаты №№ 11-16: Соната № 11 трехчастна, № 12 и № 15 – двухчастны (первая часть медленная, вторая – подвижная), двухчастные сонаты № 14 и № 16 состоят из Allegro и менуэта, а № 13 – из двух Allegro.

В зрелый период творчества структура цикла в моцартовских скрипичных сонатах становится более стабильной. За исключением мангеймских сонат, цикл таков: сонатное allegro, медленная часть, подвижный финал, как правило, в форме рондо. Исключение составляет только двухчастная Соната № 27 соль мажор, но вступление к сонатному allegro развернуто столь широко, что его можно воспринимать как отдельную часть (таким образом, тяготение к трехчастности сохраняется и здесь).

Скрипичные сонаты зрелого периода творчества отличаются от ранних не только по структуре цикла, но и по соотношению инструментов: скрипка уже не играет подчиненную роль по отношению к клавиру, инструменты находятся в равновесии. Темы проводятся у обоих инструментов, как правило, сначала у клавира, затем у скрипки, но иногда приоритет отдается скрипке. Особенно гибким и свободным становится сочетание партий в сонатах венского периода: клавир и скрипка то «обмениваются репликами», то сливаются в дублировании или унисоне, то создают многослойную фактуру.

Еще одна важная линия эволюции скрипичной сонаты в творчестве Моцарта – усиление роли виртуозного начала. Сонаты становятся все более сложными для обоих исполнителей, в них появляются многочисленные пассажи, аккорды в партии скрипки. Все эти приемы не просто позволяют исполнителям поразить публику мастерством, но и становятся средством воплощения музыкальной мысли. По глубине содержания поздние скрипичные сонаты Моцарта уже преодолевают границы камерного жанра, приобретая почти симфонический размах.


Скрипичные сонаты К. 301 соль мажор и К. 304 ми минор вошли в сборник из шести сонат, выпущенный в 1778 году в Париже с посвящением курфюрстине Пфальца и Баварии Элизабете Августе. Сочинялись они в феврале 1778-го в Мангейме и в начале лета в Париже без всякого заказа с чьей-либо стороны. Напротив, ради этих сонат Моцарт отложил срочную и очень нужную в финансовом отношении работу над флейтовыми квартетами и концертами. В письме к отцу он оправдывался: «Как Вы знаете, я тупею, если мне приходится все время писать для некоего инструмента (который я терпеть не могу); следовательно, время от времени я для перемены сочинял что-нибудь иное — клавирные дуэты со скрипкой».

Обе сонаты двухчастны, на манер сонатин. Обе они, с их широкими, певучими темами и мечтательным лиризмом, принадлежат к наиболее романтическим произведениям Моцарта. Особенно часто исполняется соната ми минор, драматичная и страстная первая часть которой — в духе направления «Буря и натиск». Ни одну из скрипичных сонат Моцарта не перекладывали так часто для других инструментов, от флейты до саксофона, и, вероятно, новые обработки еще будут появляться.

Анна Булычёва

реклама

вам может быть интересно

Гендель. Ораториальное творчество Вокально-симфонические

рекомендуем

смотрите также

Реклама