Violin Sonatas
Скрипка сыграла в жизни Моцарта, пожалуй, не меньшую роль, чем клавесин. Немало внимания уделял скрипке отец композитора – в год рождения своего гениального сына Леопольд Моцарт издал «Скрипичную школу» – пособие, в котором он изложил свои воззрения (в частности, он говорит о необходимости «длинного, но не медленного, тихого и плавно льющегося движения смычка»). И, разумеется, отец обучал сына игре на скрипке – точно неизвестно, в каком возрасте Вольфганг Амадей Моцарт начал осваивать скрипку, но в четыре года он уже определенно на ней играл, а по прошествии двух лет демонстрировал свое искусство при дворе в Вене.
Свои первые творения для скрипки юный Моцарт создал во время большого путешествия по Европе в 1763-1766 гг., это были шестнадцать сонат для скрипки и клавира. Во время этой поездки он выступал не только как исполнитель на клавесине, но и как скрипач, а по возвращении в родной Зальцбург был зачислен в этом качестве в капеллу.
Став взрослым, Моцарт уже не выступал на публике в качестве скрипача и отказался играть на скрипке в капелле, но интерес и любовь к этому инструменту сохранил. В 1778 г., находясь в Мангейме, он работал над флейтовыми концертами и квартетами. Их создание имело для композитора немалое значение в финансовом смысле, но особой радости не доставляла – в письме к отцу композитор жалуется, что вынужден писать для инструмента, который он «терпеть не может», да и сама по себе необходимость создавать несколько произведений подряд для одного и того же инструментального состава претила характеру композитора. Чтобы внести в творческий процесс некоторое разнообразие, он время от времени откладывает работу над флейтовыми произведениями и пишет сонаты для скрипки и клавира. Результатом этого своеобразного композиторского «отдохновения» явилось издание шести сонат, осуществленное в Париже. Моцарт посвятил их Элизабете Августе – курфюрстине Пфальца и Баварии.
В последующие годы он также писал сонаты для скрипки – в общей сложности композитором написано тридцать пять таких произведений. Примечательно, что сонаты для такого состава Моцарт начал создавать раньше, чем клавирные, словно «оттачивая перо» на них. Возможно, по этой причине в ранних его скрипичных сонатах клавирная партия доминирует над скрипичной – нигде скрипка не излагает тематический материал самостоятельно, она либо дублирует мелодию клавира в сексту, терцию или унисон, либо имитирует его краткие мелодические фразы, либо обогащает мелодию подголосками и фигурациями.
Музыкальный язык скрипичных сонат Моцарта перекликается с его оперным творчеством, это выражается в мелодической напевности тематизма и даже в элементах вокальной декламационности. Присутствуют в темах и жанровые черты. Полифонические приемы особой роли не играют – они представлены в основном перекличками и имитациями. Количество частей различно, как и их функции, но можно выделить определенные закономерности.
Ранние моцартовские сонаты состоят из трех частей: первая часть – Allegro, вторая – медленная, третья – менуэт. Сонаты, созданные в Мангейме, представляют собою двухчастные циклы в одной тональности. В венский период композитор возвращается к трехчастному циклу, но третья часть уже не менуэт, а рондо. Но в любом из периодов можно встретить исключения – например, Соната № 1 до мажор пятичастна: третья и четвертая часть – менуэты, но, поскольку первый менуэт возвращается после второго, эти две части можно трактовать и как одну, сонатный цикл сближается с сюитным. Особенно разнообразны по структуре сонаты №№ 11-16: Соната № 11 трехчастна, № 12 и № 15 – двухчастны (первая часть медленная, вторая – подвижная), двухчастные сонаты № 14 и № 16 состоят из Allegro и менуэта, а № 13 – из двух Allegro.
В зрелый период творчества структура цикла в моцартовских скрипичных сонатах становится более стабильной. За исключением мангеймских сонат, цикл таков: сонатное allegro, медленная часть, подвижный финал, как правило, в форме рондо. Исключение составляет только двухчастная Соната № 27 соль мажор, но вступление к сонатному allegro развернуто столь широко, что его можно воспринимать как отдельную часть (таким образом, тяготение к трехчастности сохраняется и здесь).
Скрипичные сонаты зрелого периода творчества отличаются от ранних не только по структуре цикла, но и по соотношению инструментов: скрипка уже не играет подчиненную роль по отношению к клавиру, инструменты находятся в равновесии. Темы проводятся у обоих инструментов, как правило, сначала у клавира, затем у скрипки, но иногда приоритет отдается скрипке. Особенно гибким и свободным становится сочетание партий в сонатах венского периода: клавир и скрипка то «обмениваются репликами», то сливаются в дублировании или унисоне, то создают многослойную фактуру.
Еще одна важная линия эволюции скрипичной сонаты в творчестве Моцарта – усиление роли виртуозного начала. Сонаты становятся все более сложными для обоих исполнителей, в них появляются многочисленные пассажи, аккорды в партии скрипки. Все эти приемы не просто позволяют исполнителям поразить публику мастерством, но и становятся средством воплощения музыкальной мысли. По глубине содержания поздние скрипичные сонаты Моцарта уже преодолевают границы камерного жанра, приобретая почти симфонический размах.
Скрипичные сонаты К. 301 соль мажор и К. 304 ми минор вошли в сборник из шести сонат, выпущенный в 1778 году в Париже с посвящением курфюрстине Пфальца и Баварии Элизабете Августе. Сочинялись они в феврале 1778-го в Мангейме и в начале лета в Париже без всякого заказа с чьей-либо стороны. Напротив, ради этих сонат Моцарт отложил срочную и очень нужную в финансовом отношении работу над флейтовыми квартетами и концертами. В письме к отцу он оправдывался: «Как Вы знаете, я тупею, если мне приходится все время писать для некоего инструмента (который я терпеть не могу); следовательно, время от времени я для перемены сочинял что-нибудь иное — клавирные дуэты со скрипкой».
Обе сонаты двухчастны, на манер сонатин. Обе они, с их широкими, певучими темами и мечтательным лиризмом, принадлежат к наиболее романтическим произведениям Моцарта. Особенно часто исполняется соната ми минор, драматичная и страстная первая часть которой — в духе направления «Буря и натиск». Ни одну из скрипичных сонат Моцарта не перекладывали так часто для других инструментов, от флейты до саксофона, и, вероятно, новые обработки еще будут появляться.
Анна Булычёва