Opera music
В области оперного искусства ярко проявились новаторские устремления Гектора Берлиоза. Каждое из его трех законченных оперных произведений опередило развитие современной ему музыкальной драматургии. Но на этом поприще композитор не достиг признания. В театральном мире Парижа слишком сильны были власть консервативной буржуазии и косность исполнителей. Берлиоз же неизменно шел вразрез с модой, с требованиями театральной рутины.
Особенно смелой была его ранняя опера «Бенвенуто Челлини» (1838) в двух действиях (вторая, четырехактная, редакция для постановки в Веймаре — 1852). Внешний мелодраматический сюжет оказался поводом для постановки глубокоидейной проблемы о силе искусства (сюжет был заимствован из автобиографии Челлини, знаменитого итальянского художника-ювелира эпохи Возрождения). Развитая драматургия, шекспировская по контрастности и богатству образов, жизненно правдивые и красочные массовые сцены не укладывались в рамки стереотипных оперных постановок.
Единство театрального действия и музыки достигалось наличием сквозного музыкального развития. Монотематические элементы объединяли различные эпизоды. Берлиоз дал в «Бенвенуто Челлини» великолепную музыкальную характеристику народа. «Здесь впервые толпа заговорила своим мощным голосом», — сказал по этому поводу Лист. Многими своими чертами «Бенвенуто Челлини» предвосхитил «Мейстерзингеров» Вагнера.
Провал оперы в Париже был воспринят Берлиозом столь болезненно, что после того он около двадцати лет не решался выступить вторично в этом жанре. И только в 1856 году появилась его вторая опера — «Троянцы», лирическая поэма в двух частях («Взятие Трои» в трех действиях, «Троянцы в Карфагене» в пяти действиях с прологом). Текст по Вергилию был написан самим Берлиозом. Эта музыкальная драма в величественном стиле напоминает французский классицистский театр и лирическую трагедию Глюка. Берлиоз объединил в монументальной эпике драматические оперные сцены, декоративные пантомимы, в духе французских традиций, тончайшие психологические этюды, жанрово-реалистические моменты и выразительные симфонические картины. По законченности форм и образности деталей эта опера принадлежит к наиболее совершенным произведениям Берлиоза.
Появление в 60-х годах «Троянцев», возрождающих дух национального классического искусства, было знаменательным. Оно выражало протест против мельчания французской культуры.
Последнее театральное произведение Берлиоза — «Беатриче и Бенедикт» в двух действиях по комедии Шекспира «Много шуму из ничего» (1862). Это восхитительная по тонкости, непосредственности и юмору комическая опера.
В. Конен