Моцарт. Струнные квинтеты

String Quintetes

Вольфганг Амадей Моцарт / Wolfgang Amadeus Mozart

Струнные квинтеты в творчестве Вольфганга Амадея Моцарта количественно уступают струнным квартетам, но сопоставимы с ними и по глубине содержания, и по новизне музыкального стиля. Свой первый струнный квинтет – си-бемоль-мажорный – композитор создал в Зальцбурге в 1773 г. Что побудило его создать такое произведение, чье творчество послужило образцом? Это не мог быть Йозеф Гайдн – он вообще не создавал струнных квинтетов (свое пренебрежение этим жанром композитор объяснял очень просто: ему никто никогда не заказывал квинтетов). В жанре квинтета ярко проявил себя другой композитор XVIII столетия – итальянец Луиджи Боккерини. С его квинтетами, весьма популярными в Европе, Моцарт наверняка был знаком. В отношении инструментального состава он следует примеру Боккерини – две скрипки, два альта, виолончель (впрочем, такой же состав впоследствии использовал в своих квинтетах Людвиг ван Бетховен, и только Франц Шуберт отдал предпочтение двум виолончелям).

В первом струнном квинтете Моцарта можно усмотреть черты дивертисмента, но первая часть с ее воинственными интонациями в разработке представляется слишком серьезной для этого жанра, а заключительная часть – один из наиболее продолжительных моцартовских финалов, написанных в сонатной форме.

К жанру струнного квинтета композитор возвращается несколько лет спустя, когда на прусский престол восходит Фридрих Вильгельм II. Этот король – виолончелист-любитель – назначил придворным композитором Боккерини, который, как уже говорилось, прославился созданием квинтетов. Не исключено, что четыре струнных квинтета, созданных в 1787-1791 гг., Моцарт намеревался посвятить королю (в таких условиях инструментальный состав с двумя альтами, избранный композитором, становится еще более оправданным: вторая виолончель не может появиться в произведении, посвященном венценосному виолончелисту – «королевская» партия должна оставаться единственной в своем роде). Очевидно, композитор спешил завершить эту работу – он аранжирует для струнного квинтета свою серенаду, написанную изначально для духовых. Однако в силу материальной нужды Моцарт был вынужден издать по подписке в 1788 г. три завершенных квинтета – до-мажорный, соль-минорный и до-минорный.

До-мажорный квинтет по образному строю сопоставим с до-мажорным квартетом, но его отличает горделивое, «царственное» начало. В драматически-выразительной разработке проявляется исключительная изобретательность в развитии тематического материала. Весьма развита кода первой части, отличающаяся плотностью изложения. В исполненном глубокой тоски Andante композитор словно забывает о предполагаемом адресате посвящения – на первый план выступает не виолончель, а «диалог» между скрипкой и альтом. В печальном менуэте трио написано в тональности субдоминанты. Финал поражает равновесием между гомофонно-гармоническим складом и полифоническими элементами. Более мрачным образным строем отличается следующий квинтет, который Моцарт начал писать в ля миноре, но затем отверг эту тональность и сделал квинтет соль-минорным. Возвращение к минору происходит в этом произведении постоянно – и после мажорного завершения экспозиции в первой части, и после просветленного трио в менуэте. Лишь в финале, написанном в форме рондо, воцаряется одноименный мажор.

Последние струнные квинтеты Вольфганга Амадея Моцарта написаны в 1790 и 1791 гг. Исследователи предполагают, что они были заказаны композитору Иоганном Тостом. Этому коммерсанту из Венгерского Гродиша в Моравии посвятил несколько струнных квартетов Йозеф Гайдн, Тост сам прекрасно играл на скрипке, и эти два квинтета Моцарта предназначаются для истинного ценителя и знатока. Но не исключено, что при создании их Моцарт рассматривал возможность посвящения другому влиятельному любителю музыки – прусскому королю Фридриху Вильгельму II, об этом говорит противопоставление виолончельной партии квартету скрипок и альтов в первой части ре-мажорного квинтета – Larghetto. В Allegro разработка, насыщенная бурным тематическим развитием, распадается на два раздела, один из них имеет оттенок маршеобразности, а другой отличается особенно острой конфликтностью. Реприза насыщается полифоническими элементами. К концу Allegro возвращается музыкальный материал Larghetto. В проникновенном Adagio можно усмотреть некоторое сходство с медленной частью симфонии «Юпитер». За ним следует менуэт с оттенком мужественности, и завершает квартет рондо, в котором фугато представляется скорее игривым, чем «ученым».

В последнем струнном квинтете – ми-бемоль-мажорном – тоже немалую роль играет виолончель, особенно в побочной партии первой части, где она «спорит» со скрипкой. Вторая часть напоминает медленную часть клавирного концерта, обработанную для квинтета. «Волыночное» трио третьей части – менуэта – заставляет вспомнить о менуэтах из гайдновских симфоний. Еще в большей степени походит на стиль Гайдна финал с его контрапунктической разработкой.

Камерно-инструментальное творчество Моцарта

реклама

вам может быть интересно

Дворжак. Фортепианное трио No. 3 Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама