Concerto for Flute, Harp & Orchestra (C-dur), K. 299/297c
Что нужно, чтобы создать прекрасное произведение для какого-либо инструмента, которое переживет века? Наверное, композитор должен очень любить этот инструмент, быть уверенным в его широчайших возможностях, которые можно и нужно раскрыть перед слушателями… Тем не менее, история музыки знает примеры, когда ситуация была прямо противоположной – однако это не мешало созданию шедевров. Именно такова история Концерта для флейты и арфы с оркестром до мажор Вольфганга Амадея Моцарта.
В 1778 г. Моцарт вместе с матерью отправился в Париж. Об этом городе у него были самые лучшие воспоминания – ведь когда-то его здесь принимали с таким восторгом. Правда, во время первого своего визита во французскую столицу он очаровывал публику как вундеркинд, а теперь он был уже взрослым композитором – одним из многих, однако он возлагал определенные надежды на былых покровителей. Нельзя сказать, что эти надежды полностью оправдывались – память о малолетнем виртуозе успела поблекнуть, а Моцарта-композитора парижская публика, все еще увлеченная «войной глюкистов и пиччинистов», почти не знала. «Завоевывать» столицу Франции нужно было заново, и в этом нельзя было обойтись без покровительства богатых и высокопоставленных любителей музыки. К сожалению, Моцарту не удалось получить из Вены рекомендации к королеве Марии-Антуанетте, зато список дворян, которым он – по совету отца – должен был засвидетельствовать свое почтение – был весьма длинным, и можно было надеяться, что хоть с кем-нибудь из них повезет. Следовать отцовскому совету Вольфганг был не склонен – а если и посещал кого-либо из дворян, особых результатов это не приносило, а зачастую оказывалось связанным с унижениями. Так, прибыв по приглашению к герцогине де Бурбон, композитор вынужден был целый час ждать в неотапливаемой комнате, когда она соизволит его принять, а затем играть для нее на «отвратительном и жалком инструменте», при этом герцогиня не обращала на его игру особого внимания, невозмутимо продолжая рисовать.
Но не во всех аристократических домах Моцарта ожидал столь холодный во всех смыслах прием! Он обучал композиции старшую дочь герцога Гина, Мари-Луизу-Филиппину. Подлинной композиторской гениальностью юная герцогиня не обладала, к тому же, была очень застенчива и не уверена в себе. Но хотя Моцарт и считал ее бесперспективной в плане композиции, поскольку она «по нутру ленива», все же он признавал, что она обладает талантом исполнительским – герцогиня прекрасно играла на арфе. Музыкантом-любителем являлся и ее отец – он играл на флейте. Для себя и дочери герцог заказал Моцарту концерт для этих инструментов. Вряд ли заказ особенно порадовал композитора – тембр флейты никогда не вызывал у него особого восторга, и писал он для этого инструмента неохотно, а в отношении арфы считал, что ее возможности весьма ограниченны (впрочем, арфа как солирующий инструмент тогда еще находилась в стадии становления), но отказать высокопоставленному заказчику, от которого зависело материальное благосостояние композитора, было бы неразумно, и концерт был написан. Он примечателен, во-первых, как один из немногих двойных концертов, созданных Вольфгангом Амадеем Моцартом, во-вторых – единственное его сочинение, в котором участвует солирующая арфа.
Но если сочинение Концерта для флейты и арфы с оркестром и не доставило композитору особой радости, то нельзя не признать, что с поставленной задачей он справился прекрасно. Игру герцога на флейте Моцарт в одном из писем охарактеризовал как «несравненную», и не доверять такому суждению оснований нет. В XVIII столетии музыкант-любитель вполне мог по исполнительскому уровню превосходить иных профессионалов и оставаться любителем только в силу сословных предрассудков. Вероятно, именно такими любителями были герцог Гин и Мари-Луиза-Филиппина – во всяком случае, Моцарт, создавая произведение для них, отнюдь не стремился упрощать партии солирующих инструментов. Быстрые части концерта – первая и третья – требуют от обоих исполнителей виртуозной техники, а медленная вторая – нежного, певучего звука.
Но если подстраиваться под исполнительский уровень заказчиков необходимости не было, то подстраиваться под музыкальные вкусы французских аристократов композитор был должен – музыка обладает истинно французской изысканностью и утонченностью, в созвучия арфы нежно вплетается голос флейты.
Как истинный гений, создавая произведение на заказ, Моцарт сумел написать шедевр. Его Концерт и по сей день украшает репертуар арфистов и флейтистов. Публика любит это произведение за то ощущение радости жизни и света, которое пронизывает каждую его фразу.