«Женитьба» — опыт драматической музыки в прозе. Совершенно невероятное событие в 3 действиях Модеста Мусоргского (1868) на текст одноименной комедии Н. Гоголя. Произведение осталось незаконченным, автор сочинил лишь первое действие (в 4 сценах).
Композитор ставил перед собой экспериментальные задачи. Позднее он так определил свою цель: «„Женитьба“ — это посильное упражнение музыканта или, правильнее, не музыканта, желающего изучить и постигнуть изгибы человеческой речи в том ее непосредственном правдивом изложении, в каком она передана гениальным Гоголем. „Женитьба“ — этюд для камерной пробы. С большой сцены надобно, чтобы речи действующих, каждого по присущей ему природе, привычкам и „драматической неизбежности“, рельефно передавались в аудиторию».
Мусоргский, несомненно, опирался на принципы «Каменного гостя» Даргомыжского. Однако его эксперимент был смелее. В трагедии Пушкина есть столкновение страстей, характеров, романтический колорит; в комедии Гоголя герои ничтожны, их чувства мелки. И Мусоргский не пытался романтизировать своих персонажей, он брал их такими, какими они выступают в пьесе, стремясь передать не только их чувства, но прежде всего речевые интонации. Конечно, это была «лабораторная» задача. В процессе сочинения автор понял подстерегающую его опасность натурализма и прервал на I д. работу, которую потом сам называл «клеткой». В музыке много находок, ярчайших и тонких деталей. То, что удалось найти «лабораторным» путем, композитор развил и обогатил позднее в жанрово-бытовых, характерных сценах своих опер. Он научился закреплять в мелодии все извивы речевых интонаций, а через них — характеры и чувства персонажей.
«Женитьба» звучала на музыкальных собраниях «Могучей кучки». В 1908 г. клавир оперы был издан в редакции Н. Римского-Корсакова, и в том же году 21 декабря состоялось ее концертное исполнение в сопровождении фортепиано в Москве на музыкальном утре Кружка любителей русской музыки, а 19 марта 1909 г. — в Петербурге в рамках «Вечеров современной музыки». Концертное исполнение с оркестром в инструментовке А. Гаука прошло на сцене петроградского Театра музыкальной драмы 13 октября 1917 г.; в инструментовке М. Равеля — в Париже в апреле 1923 г.; в инструментовке М. Беклар д’Аркур — в Монте-Карло 7 января 1930 г. (обе последние постановки — на французском языке).
Тогда же М. Ипполитов-Иванов продолжил работу, начатую Мусоргским, оркестровав его клавир и положив на музыку свое либретто, но II д. пьесы Гоголя. Эта редакция (в 4 д.) впервые прозвучала по Московскому радио в 1931 г. В редакции Н. Черепнина «Женитьба» была впервые исполнена на немецком языке в Эссене 14 ноября 1937 г., на русском — в Париже в июле 1939 г. Существует также редакция Д. Рёнемана; свои версии оркестровки сделали А. Дюамель (1954) и Г. Рождественский (1982). В 1981 г. П. Устинов поставил онеру в Милане, на сцене «Ла пиккола Скала».
На тот же сюжет написаны оперы А. Гречанинова (1946) и Б. Мартину (1952).
А. Гозенпуд
Действующие лица:
• Подколесин, баритон
• Кочкарев, его друг, тенор
• Степан, слуга Подколесина, бас
• Фекла Ивановна, сваха, меццо-сопрано
• Агафья Тихоновна, невеста, сопрано
• Арина Пантелеймоновна, ее тетка, меццо-сопрано
• Дуняшка, сопрано
• Яичница, бас
• Анучкин, тенор
• Жевакин, тенор
• Извозчик, бас
• Уличная певица, сопрано
• Татарин, баритон
• Точильщик, тенор
• Торговки селедками, ягодами, грибами, сопрано и меццо-сопрано
• Петрушка, шарманщик, Пелагея Ивановна, дворник — разговорные роли
Первое действие
Комната холостяка. Чиновник Подколесин собирается жениться. Он расспрашивает сваху Феклу о приданом и наружности невесты. Подколесин никак не может решиться на брак и все откладывает сватовство. В дело вмешивается приятель Подколесина — развязный, хлопотливый Кочкарев. Но и его уговоры не помогают. Наконец, Подколесин сдается, и оба едут к невесте.
Второе действие
Комната в квартире Агафьи Тихоновны, невесты. Из передней раздается звонок — это пришел один из женихов, чиновник Яичница — человек деловой, интересующийся браком только с точки зрения приданого. Вслед за ним появляются и другие женихи — поклонник светских манер Анучкин, словоохотливый, весьма немолодой моряк Жевакин и, наконец, Подколесин в сопровождении Кочкарева. При виде столь большого общества застенчивая Агафья Тихоновна убегает. Сваха сообщает гостям, что хозяйка просит их прийти вечером к чаю.
Третье действие
Комната Агафьи Тихоновны. Девушка в большом затруднении — кого из женихов выбрать? Неожиданно невесте приходит на помощь Кочкарев — он решительно советует ей выйти замуж за «удивительного человека» Подколесина; другие женихи — «дрянь», и всех их надо прогнать. Снова приходят Яичница, Жевакин, Анучкин. Агафья Тихоновна в нерешительности и смущении, потом, собравшись с духом, прогоняет их. Кочкарев убеждает женихов, что невеста — дура, невоспитанная, да и дом ее никуда не годится. Женихи удаляются, негодуя на обманщицу-сваху. А хитрый Кочкарев торжествует — дело идет на лад.
Четвертое действие
Первая картина. Комната Агафьи Тихоновны. Вечер. Из открытого окна доносятся звуки улицы — песня шарманщицы, голос петрушечника, выкрики точильщика и торговок (Интермедия, вставленная в текст гоглевской комедии М. М. Ипполитовым-Ивановым).
Агафья Тихоновна погружена в грустное раздумье. В комнату влетает Подколесин, вталкиваемый Кочкаревым. Разговор между женихом и невестой не клеится. Тем не менее, у Агафьи Тихоновны остается впечатление, что ее избранник — приятный человек, которого нельзя не полюбить. Но Подколесин попрежнему не решается на женитьбу, и, невзирая ни на мольбы, ни на брань Кочкарева, уходит. Кочкарев решает во что бы то ни стало привести приятеля обратно.
Вторая картина. Та же комната. Кочкарев снова вталкивает в дверь своего нерешительного друга. Заплетающимся языком Подколесин начинает «изъяснять одно дельце», но никак не может дойти до признания. На выручку оробевшему жениху спешит приятель, который уверяет девушку, что Подколесин влюблен в нее и просит ее руки. Агафья Тихоновна соглашается и спешит приготовиться, чтобы ехать вместе в церковь на венчание.
Оставшись один, Подколесин при мысли о женитьбе чувствует себя счастливым человеком. Но вскоре его снова охватывают сомнения и страх. Нельзя ли уйти? —думает он. Но уйти невозможно. Незадачливый жених находит выход из положения — выпрыгивает в окно.