«Мельничиха» (итал. La molinara) / «Любовь с препятствиями» (итал. L'amor contrastato) — опера (комедия на музыке) Дж. Паизиелло в 3 действиях, либретто Дж. Паломбы.
Премьера 1-й редакции (в 2 д., под названием «Любовь с препятствиями»; героиня оперы — Амаранта): Неаполь, театр «Фьорентино», лето 1788 г.; 2-й редакции — Венеция, 1789 г. (героиня — Ракелина); в России — Петербург, силами итальянской труппы Дж. Астаритты, 1 ноября 1795 г.; на русской сцене — Петербург, 27 мая 1812 г. (Ж. Фодор — Ракелина, В. Самойлов — Барон).
В очаровательную мельничиху Ракелину влюбляются барон Каллоандро, собиравшийся жениться на баронессе Эуджении, и судья Росполоне. Им неудобно самим открывать свои чувства мельничихе, и они поручают это нотариусу Пистофоло. Но ему это не по душе, поскольку он сам влюблен в Ракелину. Мельничиха не знает, как ей избавиться от назойливых кавалеров. К тому же ее преследует ревнивая баронесса, подозревающая барона в неверности. После комических переодеваний и буффонных сцен Ракелина отдает свою руку Пистофоло, который из любви к красавице готов сделаться мельником. Баронесса прощает своего легкомысленного жениха, и опера заканчивается приготовлениями к двум свадьбам.
Почти через двести лет после создания опера была возрождена 3 июня 1986 г. в московском Большом театре (под названием «Прекрасная мельничиха, или Ссоры из-за любви», дирижер В. Вайс, режиссер Г. Геловани; Н. Ларионова — Ракелина, 3. Соткилава — Барон); возобновление спектакля состоялось в 1998 г. (дирижер А. Ведерников).
А. Гозенпуд
Действующие лица:
• Амаранта, мельничиха, меццо-сопрано
• Баронесса Евгения, сопрано
• Барон Коллоандр, ее жених, тенор
• Пистофолус, нотариус, баритон
• Роспалоне, судья, бас
Первое действие
Первая картина. Баронесса Евгения собирается выйти замуж за барона Коллоандра. В ее замке должно состояться подписание брачного контракта. Но нотариус Пистофолус в таких мудреных и вычурных выражениях составил этот документ, что никто из присутствующих не может понять его содержания. Барон предлагает перенести подписание на другой день с тем, чтобы нотариус заново переработал неудачный текст. Вспыльчивая и подозрительная баронесса усматривает в этом предложении тайный оскорбительный смысл. Она набрасывается на жениха с упреками в ветренности и неверности. Между бароном и баронессой вспыхивает ссора. Коллоандр, оставшись один, начинает горько сожалеть о том, что хотел связать свою судьбу с горячей и невоздержанной Евгенией. Вдруг внимание барона привлекает красивая девушка. Это мельничиха Амаранта, пришедшая в господский замок. Не раздумывая,, барон принимается ухаживать за хорошенькой крестьянкой, расточает ей любезности, хочет поцеловать. В самый разгар объяснения появляется баронесса Евгения. Возмущенная увиденным, она гонит жениха прочь из замка.
Прекрасная мельничиха нравится не только барону. Она пленила и Пистофолуса. Высокопарно и витиевато объясняется нотариус недоумевающей Амаранте в любви.
Вторая картина. Пистофолус, искренне полюбивший Амаранту, огорчен. Судья Роспалоне воспылал нежными чувствами к мельничихе и приказал ему сказать ей об этом. Того же потребовал от него и барон. Амаранта же и не думает отвечать взаимностью высокопоставленным поклонникам. Она весело высмеивает их.
Третья картина. Баронесса мучительно ревнует своего жениха к красивой мельничихе. Узнав от мстительного Роспалоне об измене барона, Евгения спешит на мельницу, чтобы поймать Коллоандра с поличным.
Четвертая картина. Барон в сопровождении Пистофолуса пробрался к мельнице и услаждает слух ее владелицы нежной серенадой. Неожиданное появление Роспалоне прерывает пение. Грозный блюститель порядка велит Коллоандру и Пистофолусу немедленно удалиться и не нарушать тишины. Приход баронессы заставляет барона и его спутника спрятаться на мельнице. Вышедшая навстречу баронессе Амаранта дает госпоже вымышленное объяснение присутствия здесь молодых мужчин. Но баронессу провести нелегко. В ярости она хочет поджечь мельницу. Услышав об этом, барон и нотариус выпрыгивают из окна и убегают. Вслед им несутся угрозы баронессы.
Второе действие
Первая картина. Барон пришел в дом Амаранты и докучает ей своими ухаживаниями. Вдруг, выглянув в окно, девушка замечает приближение Пистофолуса. По приказу Амаранты барон поспешно прячется в один из чуланов и переодевается крестьянином. Свидание мельничихи с нотариусом продолжается недолго. Его прерывает приход баронессы и судьи. Чтобы скрыться от них, Пистофолус прячется в другом чулане.
Баронесса явилась неспроста. Она твердо решила разыскать в доме мельничихи своего неверного жениха. Хитрая Амаранта опережает намерение баронессы обыскать дом. Она вызывает из чуланов обеих молодых людей. Переодетых крестьянами барона и нотариуса мельничиха выдает за своих родственников. Мнимые родственники Амаранты услаждают слух баронессы пением и приводят ее в хорошее расположение духа. Воспользовавшись этим, мельничиха поспешно выпроваживает Коллоандра и Пистофолуса из своего дома. Однако в ее отсутствие судья сумел обнаружить в чуланах оставленное бароном и нотариусом платье и показал его баронессе. Евгения устремляется в погоню за молодыми людьми.
Вторая картина. Скрывшись от баронессы и почувствовав себя в безопасности, барон одолевает нотариуса расспросами — зачем тот приходил к Амаранте? Находчивый Пистофолус ловко отводит подозрения соперника — он явился на мельницу, чтобы склонить Амаранту принять ухаживания барона.
Амаранта догоняет беглецов. Она спешит предупредить их об угрожающей со стороны баронессы опасности. Коллоандр требует, чтобы Пистофолус расхвалил его достоинства мельничихе. Нотариус послушно исполняет приказ барона. Он рассыпается в похвалах барону и вместе с тем тонко намекает девушке, чтобы она не придавала значения его словам. Смышленая мельничиха быстро поняла, куда клонит нотариус. Она заявляет молодым людям, что, исполняя волю покойного отца, выйдет замуж только за мельника. Слова девушки приводят барона в негодование — аристократ и думать не хочет о том, чтобы стать простым мельником. Зато Пистофолуса вполне устраивает перемена профессии. Амаранта с готовностью соглашается стать его женой.
Третья картина. Судья сообщил баронессе о предстоящем браке мельничихи и нотариуса. Обрадованная Евгения прощает пришедшего с повинной жениха. Теперь ничто не препятствует тому, чтобы были сыграны две веселые свадьбы — баронессы Евгении с бароном Коллоандром и мельничихи Амаранты с Пистофолусом.