Sonatina for violin and piano (G-dur), Op. 100, B. 183
В ноябре 1893 г. Антонин Дворжак находился в Америке, шел второй год его педагогической деятельности в нью-йоркской Национальной консерватории. Пребывание в Новом свете оказалось плодотворным – в частности, были написаны фа-мажорный Струнный квартет и ми-бемоль-мажорный Струнный квинтет. Произведения Дворжака пользовались успехом у американской публики. Композитор получил немало новых впечатлений, познакомившись не только с американским музыкальным фольклором, но и с природой Нового Света, особенно потрясло его посещение Ниагарского водопада. Немало радостных минут доставляли ему встречи с чехами, жившими в Америке.
И все же тоска по родине не оставляла композитора – однажды он признался, что готов отправиться в Чехию хоть в трюме корабля… В чем же мог найти утешение композитор? Конечно же, в создании музыки! Впрочем, осенью 1993 г. консерваторские дела не позволяли ему вплотную заняться сочинением, но в записной книжке композитора один за другим появлялись наброски нового сочинения. Задуманное произведение должно было стать для композитора своеобразным «юбилеем» – ведь это был его сотый опус. Наконец, в конце ноября Дворжаку удалось сосредоточиться на сочинении музыки – и в первых числах декабря он завершил Сонатину для скрипки и фортепиано соль мажор.
«Моим детям» – такое посвящение предпослал композитор своему «юбилейному» сочинению. К тому времени у Дворжака было шестеро детей (из девяти родившихся трое умерли в раннем детстве), но подразумевал он тех двоих, которые вместе с ним находились в Нью-Йорке – Отилию и Антонина. Оба проявляли музыкальную одаренность – пятнадцатилетняя Отилия обучалась искусству игры на фортепиано у профессора консерватории Адели Маргулис (той самой, по чьей рекомендации Дворжак был приглашен в консерваторию), а десятилетний Антонин осваивал скрипку под руководством Йозефа Коваржика, друга Дворжака.
Сонатина соль мажор вошла в число наиболее часто исполняемых произведений Дворжака, опередив другие его сочинения для скрипки и фортепиано, в частности, скрипичную Сонату фа мажор. Сущность этого произведения яснее всего сформулировал сам Дворжак в письме к издателю Зимроку: «Она предназначена для молодежи, но и взрослые позабавятся ею, как сумеют». Сочинение, адресованное в первую очередь юным исполнителям, не могло содержать особых технических сложностей, и обе партии Сонатины – и скрипичная, и фортепианная – сравнительно просты. Однако нельзя сказать, что композитор совсем уж упростил задачу: не требуя особой виртуозности, Сонатина требует выразительного звука, тонкости фразировки и нюансировки, вдумчивого выстраивания драматургической линии музыкального развития. Что в особенности связывает произведение с миром юности, так это ее образно-эмоциональный строй – это удивительно светлое произведение, исполненное искренних душевных порывов, а печальные размышления во второй части лишь оттеняют жизнерадостность других частей. Подобно другим произведениям, созданным Дворжаком в период работы в Америке, в Сонатине отразились черты музыкального фольклора Нового Света – синкопированные ритмы, пентатоника.
По своей структуре Сонатина представляет собой классический четырехчастный цикл с быстрыми крайними частями, лирической второй и скерциозной третьей.
Первая часть – Allegro risoluto – представляет собой сонатное allegro, которому задает тон энергичный четырехтактовый мотив, открывающий Сонатину. Он играет особенно важную роль в разработке. Кода, завершающая первую часть, представляется неожиданно спокойной и мягкой.
Во второй части – Larghetto – в наибольшей степени проявился американский колорит. По воспоминаниям Йозефа Коваржика, Антонин Дворжак сочинил ее основную тему под впечатлением водопада Миннегага, расположенного недалеко от Миннеаполиса. Эта меланхолическая, эмоционально насыщенная мелодия интонационно родственна образцам индейского песенного фольклора. Вторая часть Сонатины соль-мажор неоднократно публиковалось отдельно под такими названиями, как «Индейская колыбельная», «Индейский плач».
Третья часть – Scherzo. Molto vivace – небольшое скерцо с энергичным ритмом в крайних разделах. В трио более мягкая, но тоже танцевальная мелодия сопоставляется с решительными и даже суровыми интонациями, излагаемыми в октаву обоими инструментами.
Четвертая часть – Finale. Allegro – имеет сонатную форму. В одной из тем очевиден американский колорит, проявляющийся в ритмических фигурах, которые напоминают барабанные ритмы индейского фольклора.
Первыми интерпретаторами Сонатины стали, конечно же, те, кому она посвящалась – Антонин Дворжак-младший и Отилия Дворжак. Дети исполнили произведение отца в декабре 1893 г. в Нью-Йорке, но исполнение состоялось в приватной обстановке. Публичная премьера Сонатины состоялась три года спустя, уже после возвращения композитора на родину. В 1896 г. произведение прозвучало в городе Брно, солировал чешский скрипач Рудольф Рейссиг.
Камерно-инструментальное творчество Дворжака →