«Метрополитен», 1934 год
Перебирая архив, я наткнулся как-то на старую потрепанную программку. Изданная на красивой мелованной бумаге с изящным шрифтом, она извещала о премьере "Аиды"... в театре "Метрополитен" 22 декабря 1934 года. Среди исполнителей главных партий значились имена Элизабет Ретберг, Джованни Мартинелли, Лоуренса Тиббетта, Эцио Пинцы. Какой состав!
Я вспомнил, что история этой программки интересна сама по себе. Она досталась мне от одного знакомого инженера. Он умер несколько лет назад в возрасте 96 лет. Это был инженер-интеллигент старых дореволюционных "кровей", работавший в области авиации. В те времена профессия инженера еще не была девальвирована, как это случилось в советскую эпоху. В 30-е годы его командировали в Нью-Йорк. Будучи страстным меломаном, он посещал оперу и сохранил несколько реликвий тех лет. Среди них и эта программка. Разумеется, в конце 30-х его арестовали. Он сидел в лагере вместе с Королёвым, чудом остался жив...
Внимательно рассматривая этот буклет, я увидел много занимательного. Думаю, более подробное знакомство читателей с ним будет небезынтересным.
Открывается буклет перечнем имен директората Мет во главе с легендарным директором Джулио Гатти-Казацца, в свое время "открывшим" для европейцев нашего Федора Шаляпина.
Следующие страницы посвящены многочисленной рекламе. Рояли "Стенвей" перемежаются здесь с шампанским "Клико", и женским бельем. А вот информация о знаменитой Джульярдской музыкальной школе, где в списке педагогов по вокалу значится Марчелла Зембрих, а среди пианистов наш эмигрант Александр Зилоти.
Наконец, дело доходит до оперы. Дирекция театра извещает нас о репертуаре театра с 22 по 30 декабря 1934 года. Окрашенный в рождественские тона, он, естественно, включает в себя оперу "Гензель и Гретель" Хумпердинка. Но не это самое интересное.
Среди исполнителей "Валькирии", идущей под управлением знаменитого Артура Боданцки, мы видим дебютантку Мет Хильду Конечны (1905-1980) из Германии. Эта певица прославилась в партиях немецкого репертуара. Среди лучших ролей в ее карьере - Зиглинда (этой партией она дебютировала в 1929 году), Маршальша. Здесь она еще в начале своей карьеры, которая продолжалась свыше 40 лет. Несколькими годами позднее Конечны произвела фурор в Ковент-Гардене, выйдя в "Кавалере розы" на замену заболевшей Лотты Леман. В 1973 году артистка в последний раз вышла на сцену Венской оперы в партии Филиппьевны.
Следующий спектакль афиши - "Манон". В заглавной партии - завершающая свою карьеру Лукреция Бори (1887-1960). В течении 24 лет с 1912 по 1936 годы она пела на сцене Мет, дебютировав в "Манон Леско". Ее партнером в нынешнем спектакле стал известный американский тенор Ричард Крукс.
Листаем дальше. "Джоконда" Понкьелли с Розой Понселль (1897-1981) в заглавной партии и Джованни Мартинелли в роли Энцо. О сопернике Карузо и Джильи речь пойдет ниже, а сейчас вспомним Понселль, которую по праву можно считать одной из самых выдающихся певиц 1-й трети 20 века. Ее родители родом из Италии. Вместе с сестрой она выступала под своей настоящей фамилией Понцилло в нью-йоркских кабаре, где ее услыхал Карузо. Пораженный талантом девушки, великий тенор порекомендовал ее руководству Метрополитен, где она и дебютировала с успехом в 1918 году в "Силе судьбы". Почти 20 лет блистала на сцене Понселль в таких партиях, как Рашель в "Жидовке", Матильда в "Вильгельме Телле", Юлия в "Весталке", Норма, Елизавета в "Дон Карлосе" и др. В 1936 году примадонна вышла замуж за мультимиллионера и в следующем году оставила сцену.
Среди других произведений, привлекших мое внимание, "Лючия ди Ламмермур" с Лили Понс (1898-1976), считающейся одной из лучших исполнительниц партии Лючии. Этим спектаклем дирижировал известный итальянский дирижер Винченцо Белецца.
Нельзя пройти и мимо "Зигфрида", ибо среди имен исполнителей значится выдающийся вагнеровский тенор, датчанин Лауриц Мельхиор (1890-1973). В 1926 году он впервые появился в Мет в партии Тангейзера. а в 1950 году попрощался с публикой театра, выступив в последний раз в партии Лоэнгрина. Как и "Валькирией", дирижирует оперой А.Боданцки.
И вот, наконец, "Аида". Этот спектакль стал дебютом в Мет для знаменитого дирижера тех лет Этторе Паниццы (1875-1967). Итальянец по происхождению, он позднее принял аргентинское гражданство. В спектаклях под управлением Паниццы пел Шаляпин. Ряд спектаклей Мет под его управлением транслировались по радио и были записаны. Среди них "Орфей" Глюка, "Норма", "Риголетто", "Бал-маскарад", "Аида", "Отелло".
Партия Аиды стала одной из лучших в репертуаре крупнейшей немецкой певицы Элизабет Ретберг (1894-1976). Именно ею артистка в 1922 году дебютировала в Мет. В 1929 году Ретберг пела Аиду в Ла Скала под управлением Артуро Тосканини. Ретберг обладала универсальным голосом, позволявшим ей с одинаковым успехом исполнять столь различные партии, как Донна Анна, Леонора ("Фиделио"), Маршальша, Зиглинда, Эльза, Елизавета, Дездемона, Тоска, Баттерфляй, Мадлен ("Андре Шенье").
Джованни Мартинелли, исполнитель партии Радамеса, - выдающийся тенор 20 века. Его впечатляющий героический голос покорял публику в течении многих лет, особенно в партии Отелло.
Услыхав певца, восхищенный Пуччини решил доверить ему партию Дика Джонсона в европейской премьере "Девушки с Запада" в Риме. Сам Карузо высоко ценил его мастерство и даже подарил свой сценический костюм Канио. Трудно сказать, почему артист не достиг в итоге такой же славы, как его великий соплеменник. Лаури-Вольпи в своих "Вокальных параллелях" довольно безапелляционно утверждает, что причина этого кроется в стремлении певца подражать Карузо, а также в "убаюкивающей" атмосфере театра Метрополитен, где Мартинелли начиная с 1913 года бессменно "служил" в течении 32-х лет.
Несколько слов скажем о других участниках спектакля. Лоуренс Тиббетт (Амонасро) находился в это время в зените своей славы, которая свалилась на него неожиданно в 1925 году после выступления в Мет в партии Форда. Об этом событии красочно рассказывает все тот же Лаури-Вольпи. В 1932 году Тиббетт исполнил одну из наиболее удачных в своей карьере партий - Симона Бокканегру в одноименной опере Верди. Эцио Пинцу представлять не надо. В этом представлении он пел Рамфиса - роль не первого плана. Однако участие такого мастера всегда делает любой спектакль значимым.
Перевернув разворот программки со списком участников спектакля, на следующей странице зрителей кратко извещают о перечне сцен спектакля. Собственно, на этом оперная часть буклета, практически, заканчивается. Думаю, что читателям будет интересно узнать, за какие деньги мог попасть в то время зритель в театр? Сообщаем любопытным, что стоимость билетов колеблется от 1-го до 4-х долларов. Теперь нам есть с чем сравнивать!
Завершают буклет планы ярусов театра с указанием расположения мест и анонс симфонического концерта Бруно Вальтера составленного из произведений Вагнера.
На этом "экскурсию" в Метрополитен 30-х годов можно считать завершенной.
Евгений Цодоков, operanews.ru