Роза Понсель

Дата рождения
22.01.1897
Дата смерти
25.05.1981
Профессия
Тип голоса
сопрано
Страна
США
Роза Понсель

Роза Понсель (англ. Rosa Ponselle, имя при рождении — Роза Мельба Понцилло, итал. Rosa Melba Ponzillo; 22 января 1897 — 25 мая 1981) — американская оперная певица (сопрано) итальянского происхождения.

Знаменитый итальянский дирижер Туллио Серафин утверждал, что встречал в своей жизни три вокальных чуда, одним из которых был великий тенор Энрико Карузо, другим — столь же известный баритон Титта Руффо, а третьим чудом была американская певица Роза Понсель. Мария Каллас считала ее величайшей из певиц, а Монсеррат Кабалье называла своей любимой певицей.

Настоящая фамилия певицы — Понцилло, она появилась на свет в небольшом американском городе Мериден в семье иммигрантов из Италии. Отец ее, приехав в США без гроша в кармане, сумел наладить собственный бизнес, открыв пекарню, семья жила не в роскоши, но и не в бедности. Роза была младшей из троих детей. Музыку в семье любили: отец играл на аккордеоне, брат освоил несколько музыкальных инструментов, мать обладала прекрасным голосом. Она не смогла стать певицей из-за строгих родителей, считавших, что порядочные женщины если и поют, то только в церкви. Сама она этого мнения не разделяла, и когда церковная органистка Анна Райан заметила музыкальную и вокальную одаренность обеих дочерей — старшей Кармелы и младшей Розы, мать не стала препятствовать развитию их талантов. Роза была наделена поистине уникальным голосом, и уже в пятилетнем возрасте он был практически сформирован. Райан учила ее фортепианной игре, и со временем Роза достигла таких успехов, что в школе ей иногда доверяли заменять учительницу музыки, а в двенадцать лет она начала зарабатывать, исполняя в небольшом магазинчике эстрадные песни под собственный аккомпанемент.

Никакой конкуренции и взаимной ревности между сестрами не было никогда. Когда Розе было пятнадцать лет, Кармела, которая к тому времени уже успела выступить на Бродвее в мюзикле и несколько лет успешно концертировала в городе Нью-Хэйвен, привела ее на прослушивание к своему агенту. Роза получила работу в качестве певицы в ресторане. По прошествии двух лет Кармела, жившая тогда в Нью-Йорке, предложила Розе приехать к ней и создать дуэт. Это оказалось нелегко: в противоположность стройной красавице-сестре, Роза страдала лишним весом, и агент, которому Кармела ее представила, не верил в ее успех. Однако Кармеле удалось его уговорить. Дуэт сестер Понцилло начал выступать сначала в ресторане, расположенном напротив театра «Метрополитен-опера», затем в варьете. В том же году Роза впервые побывала на оперном спектакле, это была «Кармен» с участием Карузо. Ее восторгу не было предела, но о карьере оперной певицы она в то время не задумывалась, такое искусство казалось ей недосягаемой вершиной, а вот варьете — это для нее. Действительно, дуэт сестер Понцилло пользовался успехом, гастролируя по восточному побережью США, и в конце концов Кармела потребовала увеличить им гонорар, что и стало основной причиной расторжения контракта.

Всё же за время гастролей сестры немало заработали, и это позволило им брать уроки у Уильяма Торнера. Правда, Роза впоследствии утверждала, что вокалу не училась никогда и ни у кого, но, быть может, она имела в виду, что уроки Торнера не дали ничего нового ее голосу, от природы «поставленному». Так или иначе, Торнер с нею занимался и сыграл важную роль в ее жизни: он представил Розу Виктору Морелю, а позже Энрико Карузо. Обоих ее голос привел в восторг, а Карузо вскоре рекомендовал ее импресарио Джулио Гатти-Казацца. В 1918 году «Метрополитен-опера» переживал не лучшие времена: как правило, в ведущих партиях там выступали артисты, уже сделавшие карьеру в Европе, а тогда пригласить их было невозможно из-за Первой мировой войны. Вот и в тот момент импресарио был озабочен поисками солистки на центральную женскую партию в «Силе судьбы». Правда, у него вызывало сомнения прошлое певицы, которая прежде выступала в варьете, но ведь ее рекомендовал сам Карузо! И импресарио пригласил Розу на прослушивание, после которого с нею был подписан контракт. Фамилию ей всё же пришлось сменить, ведь настоящее имя публика могла помнить по выступлениям в варьете, так Роза Понцилло стала Розой Понсель.

До спектакля оставалось пять месяцев. За это время Роза не только выучила партию, но и сбросила лишний вес. Ее дебютный спектакль, в котором партнером певицы был сам Карузо, обернулся триумфом, после этого спектакля она поистине «проснулась знаменитой». Это было очень важно не только для нее самой, но и для всех американцев: впервые на сцене нью-йоркского театра засияла звезда, не явившаяся из Европы, а родившаяся в Америке.

Роза Понсель выступала в «Метрополитен-опера» на протяжении девятнадцати сезонов. Она пела Аиду, Леонору, Норму и другие партии — всего двадцать две роли. Она часто гастролировала по стране, причем в каждом городе наряду с основным концертом давала еще бесплатный концерт для детей, арендуя для этого зал на свои средства. Выступала она и в других странах с таким же успехом, как на родине. В «Ковент-Гарден» в роли Нормы она произвела такой фурор, что публика вопреки традициям этого театра устроила овацию после арии «Casta diva», не дожидаясь конца акта.

Мать Розы перед смертью взяла с дочери обещание хотя бы раз выступить в Италии, и Понсель слово сдержала — в 1933 году во Флоренции она исполнила партию Джулии в «Весталке». Это было поистине триумфальное выступление, но в США слава певицы шла на убыль: росла популярность вагнеровских певцов, итальянский репертуар, в котором блистала Понсель, сокращался. Певица выступала всё реже, и платили ей всё меньше. В 1937 году Понсель не продлила контракт с «Метрополитен-опера». Последней ее ролью на сцене этого театра стала заглавная партия в «Кармен», что необычно для певицы-сопрано, но ее уникальный голос позволял исполнять и меццо-сопрановые партии.

К тому времени Понсель уже два года была замужем за Карлом Джексоном — спортсменом, сыном мэра Балтимора. Оставив сцену, она надеялась насладиться тихой семейной жизнью, но брак оказался неудачным, и в 1949 году последовал развод, который Роза очень тяжело переживала.

Она больше никогда не выступала на сцене, но продолжала петь в домашнем кругу для друзей. Она посвятила себя преподавательской деятельности. Среди ее учеников — Пласидо Доминго, Шерил Милнз, Беверли Силлс.

Роза Понсель скончалась в 1981 году.

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Записи

рекомендуем

смотрите также

Реклама