Джан Карло Менотти

Gian Carlo Menotti

Дата рождения
07.07.1911
Дата смерти
01.02.2007
Профессия
Страна
США
Джан Карло Менотти / Gian Carlo Menotti

Джан Карло Менотти (итал. Gian Carlo Menotti; 7 июля 1911, Кадельяно-Виконаго, Ломбардия, Варесе, Италия — 1 февраля 2007, Монте-Карло, Монако) — американский композитор, либреттист и педагог итальянского происхождения.

Творчество Джан Карло Менотти — одно из самых заметных явлений в американской опере послевоенных десятилетий. Этого композитора не назовешь открывателем новых музыкальных миров, его сила — в умении почувствовать, какие требования тот или иной сюжет предъявляет к музыке и, пожалуй, самое главное — как эта музыка будет восприниматься людьми. Менотти мастерски владеет искусством оперного театра как единым целым: он всегда сам пишет либретто своих опер, часто ставит их как режиссер и руководит исполнением как блестящий дирижер.

Менотти родился в Италии (он итальянец по национальности). Его отец был бизнесмен, а мать — пианистка-любительница. В 10 лет мальчик написал оперу, а в 12 поступил в Миланскую консерваторию (где учился с 1923 по 1927 г.). Дальнейшая жизнь Менотти (с 1928 г.) связана с Америкой, хотя еще долго композитор сохранял итальянское гражданство.

С 1928 по 1933 г. он совершенствовал свою композиторскую технику под руководством Р. Скалеро в Музыкальном институте Кертис в Филадельфии. В его стенах завязалась тесная дружба с С. Барбером — впоследствии видным американским композитором (Менотти станет автором либретто «Ванессы» — одной из опер Барбера). Нередко друзья во время летних каникул вместе ездили в Европу, посещая оперные театры Вены и Италии. В 1941 г. Менотти снова пришел в институт Кертис — теперь уже в качестве преподавателя композиции и искусства музыкальной драматургии. Не прервалась и связь с музыкальной жизнью Италии, где Менотти в 1958 г. организовал «Фестиваль двух миров» (в Сполето) для американских и итальянских певцов.

Менотти-композитор дебютировал в 1936 г. оперой «Амелия едет на бал». Первоначально она была написана в жанре итальянской оперы-buffa, а затем переведена на английский язык. Успешный дебют повлек за собой новый заказ — на этот раз от компании NBC, на радиооперу «Старая дева и вор» (1938). Начав свой путь оперного композитора с сюжетов развлекательно-анекдотического плана, Менотти обратился вскоре и к драматическим темам. Правда, первая его попытка в этом роде (опера «Бог острова», 1942) была неудачной. Но уже в 1946 г. появилась опера-трагедия «Медиум» (спустя несколько лет она была экранизирована и получила премию на Каннском кинофестивале).

И наконец, в 1950 г. увидело свет лучшее произведение Менотти — музыкальная драма «Консул» — его первая «большая» опера. Ее действие происходит в наше время в одной из европейских стран. Бессилие, одиночество и беззащитность перед лицом всевластного бюрократического аппарата приводит героиню к самоубийству. Напряженность действия, эмоциональная наполненность мелодий, относительная простота и доступность музыкального языка сближают эту оперу с творчеством последних великих итальянцев (Дж. Верди, Дж. Пуччини) и композиторов-веристов (Р. Леонкавалло, П. Масканьи). Чувствуется влияние и музыкальной декламации М. Мусоргского, а звучащие кое-где джазовые интонации указывают на принадлежность музыки к нашему веку. Эклектичность оперы (пестрота ее стиля) несколько сглаживается отличным чувством театра (всегда присущим Менотти) и экономным использованием выразительных средств: даже оркестр в его операх заменяется ансамблем из нескольких инструментов. Во многом благодаря политической теме «Консул» приобрел необычайную популярность: на Бродвее он шел 8 раз в неделю, ставился в 20 странах мира, (в т. ч. и в СССР), был переведен на 12 языков.

К трагедии простых людей композитор вновь обратился в операх «Святая с Бликер-стрит» (1954) и «Мария Головина» (1958).

Действие оперы «Самый важный человек» (1971) происходит на юге Африки, ее герой — молодой ученый-негр — гибнет от руки расистов. Насильственной смертью завершается опера «Таму-Таму» (1972), что по-индонезийски означает гости. Эта опера была написана по заказу организаторов Международного конгресса антропологов и этнологов.

Однако трагедийная тема вовсе не исчерпывает творчества Менотти. Сразу после оперы «Медиум», в 1947 г., создается веселая комедия «Телефон». Это очень коротенькая опера, где только три действующих лица: Он, Она и Телефон. Вообще сюжеты опер Менотти отличаются исключительным разнообразием.

Телеопера «Амал и ночные гости» (1951) написана по мотивам картины И. Босха «Поклонение волхвов» (сложилась традиция ее ежегодного показа на Рождество). Музыка этой оперы настолько проста, что может быть рассчитана и на любительское исполнение.

Кроме оперы, своего основного жанра, Менотти написал три балета (в т. ч. комический балет-мадригал «Единорог, Горгона и Мантикор», созданный в духе спектаклей эпохи Возрождения), кантату «Смерть епископа на Бриндизи» (1963), симфоническую поэму для оркестра «Апокалипсис» (1951), концерты для фортепиано (1945), скрипки (1952) с оркестром и Тройной концерт для трех исполнителей (1970), камерные ансамбли, Семь песен на собственный текст для выдающейся певицы Э. Шварцкопф. Внимание к человеку, к естественному мелодическому пению, использование эффектных театральных ситуаций позволило Менотти занять видное место в современной американской музыке.

К. Зенкин


Оперное творчество

Джан Карло Менотти — автор многих опер, которые продолжают ставиться в США (многие из них сам поставил как режиссёр). Музыкальный стиль Менотти эклектичен. Сочетал традиции итальянского веризма (влияние Дж. Верди, Дж. Пуччини) с современными приёмами американской музыкальной драматургии, в некоторых операх развивал принципы балладной оперы; ощутимо также воздействие М. П. Мусоргского (в речитативах). Вокальные партии многих его опер отличаются мелодичностью, романтической задушевностью, в других он обращается к приёмам атонального и политонального письма.

Оперы Менотти написаны для малого оркестра, обычно вместо хора он использует ансамбль солистов (для исполнения студенческими и любительскими коллективами). Они (все на собственные либретто) основаны на занимательных и злободневных сюжетах (однако без острых конфликтов), отличаются психологизмом.

Наиболее известны музыкальная драма «Консул», музыкальная трагедия «Медиум», комическая опера «Телефон», телеопера «Амал и ночные гости» (исполняется каждое рождество). Менотти — автор либретто опер С. Барбера «Ванесса» и Л. Фосса «Знакомства и прощанья».

В основе ранних либретто — детективные или анекдотические истории («Амелия едет на бал», 1935; «Старая дева и вор», 1939). В дальнейшем Менотти привлекают темы социально-критического и политического звучания. Первый опыт в этом направлении был, однако, неудачным: трагическая опера под названием «Бог острова» (1942) не удовлетворила самого композитора и не была опубликована.

Если камерная опера 1948 г. «Медиум» (экранизирована и получила премию на Каннском кинофестивале 1952 г.) вызвала официальный протест американского общества спиритов и духовидцев, то «Консул» (1950) вторгается уже в сферу политической жизни, а «Святая с Бликер-стрит» раскрывает конфликт религиозного сознания, религиозного воспитания с потребностями реальной жизни простого человека из народа.

Опера «Мария Головина» (1957) разрабатывает типичную для послевоенной западной беллетристики тему трагических последствий войны для личной жизни рядовых людей. (Молодая женщина продолжает ждать мужа, находившегося в плену, хотя и любит уже другого человека) Менотти не отказывается и от «вневременных» или аллегорических сюжетов в своих операх. Так, в 1950 г. написана телеопера к рождеству — «Амал и ночные гости» — по мотивам картины Иеронима Босха «Поклонение волхвов», а в 1956 г.— мадригальная комедия «Единорог».

Менотти избегает необычных, экспериментальных средств музыкального языка в своих операх и очень заботится об их сценичности, тщательно выбирает и резко сталкивает контрасты. Критика нередко возвращается к утверждению, что секрет успеха Менотти — в его мастерстве либреттиста и режиссера. Музыкальный язык его опер исходит в основном из итальянской традиции Верди и Пуччини.

Главный объект изображения для Менотти — человеческая страсть, сильное переживание, ситуация трагической случайности, которой не удается избежать. В опере «Святая с Бликер-стрит» (1954) выразительность вокального письма достигает значительной силы. Оркестр поддерживает певцов с незаурядным мастерством и чувством меры. Трагический протест рабочего парня Микеле из итальянского квартала Нью-Йорка против разжигания фанатически-религиозных страстей вокруг его безнадежно больной сестры Аннины ведет к преступлению — случайному нелепому убийству девушки, влюбленной в Микеле. Сестра Аннина умирает во время посвящения ее в монахини. Жизнь самого Микеле сломана. Эта печальная повесть, взятая «прямо из жизни», но слегка смягченная красивыми тосканскими песнями и просветленными церковными хорами, напоминает об итальянском неореалистическом кино и, несмотря на перевес традиционного в музыкальном языке и трактовке сюжета, не ограничивается лишь вызванным чувством сострадания, а заставляет зрителя о многом задуматься.

В еще большей мере обращена к гражданскому сознанию слушателя опера «Консул». Это опера о людях-скитальцах, оставшихся без родины, без защиты государства,— об эмигрантах, преследуемых тоталитарным режимом. Бюрократическая волокита в консульстве «демократической» страны приводит к катастрофе в личной судьбе героев оперы. Менотти не уточняет места и времени действия, но материал действительности, взятый композитором, исключительно конкретен: сцена обыска в квартире эмигранта, угрожающие и замысловатые вопросы полицейского, изгнанники, ожидающие в консульстве визы для выезда, символическая фигура таинственного, невидимого «консула», который всегда «занят», формуляры, справки, анкеты, бессмысленный педантизм секретарши и т. д.

В оперной партитуре «Консула» Менотти пользуется оркестровыми средствами крайне экономно: девять духовых инструментов, ударные, арфа и струнные. Назойливая джазированная песенка передается несколько раз в механической записи. Патетический тон вокальных партий Магды и Джона (главных героев) контрастирует с «замороженностью» остального звукового фона, выражающего неотвратимую роковую неизбежность катастрофы.

И все же является ощущение, что характер музыки не вполне отвечает напряженности и серьезности конфликта: само благозвучие музыки воспринимается здесь как благодушие. Оперное благозвучие в беспросветной социальной трагедии упрощает художественное решение проблемы. Слушатель помнит, что тысячи эмигрантов из фашистской Германии, жившие перед началом второй мировой войны в Париже и вынужденные перед оккупацией французской столицы искать возможности нового бегства, не дождались визы на выезд, были интернированы и погибли в концлагерях.

Менотти обратился именно к этой ситуации, но несколько переоценил силу своего трагедийного таланта и свою способность овладения выразительными средствами, более созвучными времени и затронутой в этой опере проблематике. Тем не менее какую-то часть взятой на себя задачи Менотти в своей опере все же выполнил. При всех недостатках, «Консул» — редкий случай откровенно политического выступления в американской опере, и это выступление имело серьезный гражданский резонанс.

В 1953 г. «Консул» стал «гвоздем сезона». На Бродвее опера шла восемь раз в неделю. Этот большой успех был обусловлен не только острым текстом, не только «удобопонятной» музыкой, но и тонко продуманной режиссурой, осуществленной самим композитором, который был на этот раз и либреттистом и художником сцены.


Сочинения:

оперы — Старая дева и вор (The old maid and the thief, 1-я ред. для радио, 1939; 1941, Филадельфия), Островной бог (The island God, 1942, Нью-Йорк), Медиум (The medium, 1946, Нью-Йорк), Телефон (The telephone, Нью-Йорк, 1947), Консул (The consul, 1950, Нью-Йорк, пр. Пулицера), Амал и ночные гости (Amahl and the night visitors, телеопера, 1951), Святая с Бликер-стрит (The saint of Bleecker street, 1954, Нью-Йорк), Мария Головина (1958, Брюссель, Междунар. выставка), Последний дикарь (The last savage, 1963), телеопера Лабиринт (Labyrinth, 1963), Мартинова ложь (Martin's lie, 1964, Бат, Англия), Самый важный человек (The most important man, Нью-Йорк, 1971); балеты — Себастьян (1943), Путешествие в лабиринт (Errand into the maze, 1947, Нью-Йорк), балет-мадригал Единорог, Горгона и Мантикор (The unicorn, the Gorgon and the Manticore, 1956, Вашингтон); кантата — Смерть епископа из Бриндизи (The death of bishop of Brindisi, 1963); для opкестра — симфоническая поэма Апокалипсис (Apocalypse, 1951); концерты с opкестром — фортепианный (1945), скрипичный (1952); тройной концерт для 3 исполнителей (1970); Пастораль для фортепиано и струнного оркестра (1933); камерно-инструментальные ансамбли — 4 пьесы для струн. квартета (1936), Трио для домашней вечеринки (Trio for a hous-warming party; для флейты, виолончели и фортепиано, 1936); для фортепиано — цикл для детей «Маленькие поэмы для Марии Розы» (Poemetti per Maria Rosa).

реклама

вам может быть интересно

Произведения

Публикации

Главы из книг

рекомендуем

смотрите также

Олаф Бэр Певцы
Макс Регер Композиторы
Джон Лилл Пианисты
Джон Кокс Музыкальные и театральные деятели
Сергей Павлович Дягилев Музыкальные и театральные деятели
Антон Брукнер Композиторы

Реклама