Сэмюэл Барбер (англ. Samuel Barber; 9 марта 1910 — 23 января 1981) — американский композитор.
В 1924-28 учился у И. А. Венгеровой (фортепиано), Р. Скалеро (композиция), Ф. Рейнера (дирижирование), Э. де Гогорца (пение) в Музыкальном институте Кёртис в Филадельфии, где позднее преподавал инструментовку и хоровое дирижирование (1939-42). Некоторое время выступал как певец (баритон) и дирижёр собственных произведений в городах Европы, в том числе на фестивалях (Херефорд, 1946).
Барбер — автор многочисленных произведений различных жанров. В его ранних фортепианноых сочинениях проявляется воздействие романтиков и С. В. Рахманинова, в оркестровых — Р. Штрауса. Позднее воспринял элементы новаторского стиля молодого Б. Бартока, раннего И. Ф. Стравинского и С. С. Прокофьева. Зрелый стиль Барбера характеризуется сочетанием романтических тенденций с чертами неоклассицизма.
Лучшие произведения Барбера отличаются мастерством формы и богатством фактуры; оркестровые произведения — блестящей техникой инструментовки (исполнялись А. Тосканини, А. Кусевицким и другими крупнейшими дирижёрами), фортепианные — пианистичностью изложения, вокальные — непосредственностью образного воплощения, выразительностью распева и музыкальной декламации.
Среди ранних сочинений Барбера наиболее значительны: 1-я симфония, Adagio для струнных оркестра (переложение 2-й части 1-го струнного квартета), соната для фортепиано, концерт для скрипки с оркестром.
Популярностью пользуется лирико-драматическая опера на традиционный любовный сюжет «Ванесса» (одна из немногих американских опер, поставленных в «Метрополитен-опера», Нью-Йорк, 1958). Музыка её отмечена психологизмом, мелодичностью, обнаруживает известную близость к творчеству «веристов», с одной стороны, и поздним операм Р. Штрауса — с другой.
В. Ю. Дельсон
ХХ век вошел в историю как время ниспровержения всех существующих канонов, в том числе и в искусстве. Не стала исключением и музыка — рушилось всё: тональность, устоявшиеся формы, даже само понятие звука, размывались границы направлений и стилей… И неужели в таких условиях еще можно было чем-то удивить публику? Оказывается, можно! Американский композитор Сэмюэл Барбер сделал это за счет приверженности традициям, которые многие его современники разрушали (быть может, не всегда задумываясь, находит ли это понимание у широкой публики). Барбер никогда не стремился «догнать век», он шел своим путем, вызывая презрение некоторых коллег — и восторги слушателей.
Родина Сэмюэла Барбера — город Уэст-Честер, расположенный в штате Пенсильвания. Он был выходцем из состоятельной и уважаемой семьи, отец его — медик по профессии — состоял в совете пресвитерианской церкви. Обучаться музыке Сэмюэл начал в шестилетнем возрасте и уже тогда проявил композиторский талант (его первым сочинением стала фортепианная пьеса под заглавием «Грусть»), а по прошествии трех лет он уже точно знал, что станет композитором. В десятилетнем возрасте Сэмюэл предпринял первую попытку создания оперы под заглавием «Розовое дерево» — успехом попытка не увенчалась, но в своих силах мальчик не разуверился. Два года спустя он уже был органистом в церкви.
Увлечение Сэмюэла музыкой вызывало недовольство отца, который предпочел бы, чтобы сын занимался спортом, но Сэмюэл умел настоять на своем. Впоследствии отец уже не возражал, когда сын-старшеклассник отправился на подготовительные курсы в Кёртисовский институт музыки, который находится в штате Филадельфия.
После окончания школы Барбер поступил в это учебное заведение. Там он подружился с Джанкарло Менотти, и дружбу эту они сохранили на всю жизнь. В студенческие же годы дружба с человеком, для которого итальянский язык был родным, имела особое значение для Барбера: каждое лето он ездил в Европу, и особенно нравилась ему Италия.
В пору учебы в институте его совершенно не интересовали новации того времени — такие, как додекафония или элементы джаза в академической музыке, его кумирами оставались старые мастера, и именно на их опыт и стиль Барбер ориентировался в своем творчестве, применяя такие проверенные временем формы как фуга и соната.
В институте он одинаково успешно обучался и как пианист, и как композитор. Барберу было восемнадцать лет, когда он удостоился премии имени Джозефа Бёрнса за Сонату для скрипки (это произведение не сохранилось, и существует предположение, что автор сам уничтожил его). Тремя годами позже он создал первое крупное оркестровое сочинение — Увертюра к комедии Ричарда Шеридана «Школа злословия». Она была с большим успехом исполнена Филадельфийским симфоническим оркестром.
В последующие годы Барберу заказывали произведения Владимир Горовиц, Леонтин Прайс и другие знаменитости, но особую роль сыграло в его творческой жизни знакомство с Артуро Тосканини, состоявшееся в 1933 году. Композитор произвел на знаменитого дирижера такое благоприятное впечатление, что тот сразу же заказал Барберу партитуру (это было тем более значимо, что Тосканини до этого практически не исполнял музыку американских композиторов — исключение составляла только Симфония № 2 Говарда Хансона). Сэмюэл подошел к делу так ответственно, что только четыре года спустя нашел свой труд достойным того, чтобы представить его прославленному маэстро — и в 1937 году он послал Тосканини сразу две партитуры: «Адажио для струнных» и «Эссе». Вскоре они были возвращены автору без слов. Оскорбленный Барбер даже не отправился объясняться с Тосканини, предоставив это Менотти. Как выяснилось, партитуры дирижеру были больше не нужны, поскольку он их уже знал на память. Тосканини был очень доволен работой Барбера и решил исполнить оба сочинения.
Они прозвучали в трансляции по радио в 1938 году. Особое впечатление произвело на слушателей «Адажио», которое Тосканини оценил лаконично: «Просто и красиво». Одни критики упрекали композитора в «избитости» мелодических оборотов, в «пресности» музыкального языка, другие же доказывали, что современной музыке совершенно не обязательно представлять из себя какофонию. Публика же полюбила «Адажио» за его красоту и отсутствие нарочитой изысканности.
Во время Второй мировой войны Барбер не был принят в армию из-за плохого зрения и поступил на нестроевую службу, заключавшуюся в конторской работе. Начальство запрещало ему сочинять музыку, опасаясь, что это отвлечет его от обязанностей, но он нашел выход, убедив руководство поручить ему создание симфонии, посвященной ВВС США. Такое произведение — Вторая симфония — было написано в 1943 году, а весной следующего года прозвучало в исполнении Бостонского симфонического оркестра.
После войны Барбер создал ряд сонат, хоровых сочинений и песен на стихи разных поэтов, струнный квартет, балет «Сувенир» и другие сочинения, но предметом его мечтаний оставалась опера. Он осуществил мечту в 1958 году — его первая опера «Ванесса» была с успехом представлена в «Метрополитен-опера». Окрыленный удачей, композитор создал новую оперу — «Антоний и Клеопатра» по одноименной пьесе Уильяма Шекспира. Либретто написал Франко Дзеффирелли, он же взялся за постановку, которая должна была ознаменовать открытие новой сцены «Метрополитен-опера» в 1966 году. Это было грандиозное зрелище, на которое не жалели ни денег, ни сил — и таким же грандиозным оказался провал. Композитор тяжело переживал неудачу, которая погрузила его в мрачное расположение духа на много лет. Он много времени проводил в одиночестве, начал злоупотреблять спиртным. Не помогли ни занятия йогой, ни изучение буддизма. В 1978 году у него был обнаружен рак. Лечение не помогло, в 1981 году композитор скончался.
«Адажио для струнных» остается самым популярным творением Барбера. Оно использовано во многих кинофильмах, оно звучало на похоронах Альберта Эйнштейна, а также сопровождало сообщения по радио о смертях Франклина Рузвельта, Джона Кеннеди и принцессы Дианы.
Сочинения:
оперы — «Ванесса» (1958) и «Антоний и Клеопатра» (1966), камерная опера «Партия в бридж» (A Hand of bridge, Сполето, 1959); балеты — «Змеиное сердце» (The serpent heart, 1946, 2-я ред. 1947; на его основе — оркестровая сюита «Медея», 1947), «Синяя роза» (A blue rose, 1957, не пост.); для голоса с оркестром — «Прощание Андромахи» (Andromache’s farewell, 1962), «Любовники» (The lovers, по П. Неруде, 1971); для оркестра — 2 симфонии (1-я, 1936, 2-я ред. — 1943; 2-я, 1944, новая ред. — 1947), увертюра к пьесе «Школа злословия» Р. Шеридана (1932), «Праздничная токката» (Toccata festiva, 1960), «Поблекшая фотография давней сцены» (Fadograph from a yestern scene, пo Дж. Джойсу, 1971), концерты с оркестром — для фортепиано (1962), для скрипки (1939), 2 для виолончели (1946, 1960), балетная сюита «Сувениры» (Souvenirs, 1953); камерные сочинения — Кэприкорнский концерт для флейты, гобоя и трубы со струнным оркестром (1944), 2 струнных квартета (1936, 1948), «Летняя музыка» (Summer music, для квинтета дерев. духовых), сонаты (за сонату для виолончели и фортепиано, а также «Музыку к сцене из Шелли» — Music for a scene from Shelley, 1933, американская Римская премия 1935); хоры, циклы песен на сл. Дж. Джойса и Р. Рильке, кантата «Молитвы Киеркегаарда» (Prayers of Кjerkegaard, 1954).