Olga Iordan
Заслуженная артистка РСФСР (1939), заслуженный деятель искусств Киргизской ССР (1956). Окончила ЛХУ в 1926 (ученица А. Я. Вагановой). До 1950 артистка Театра им. Кирова.
Первая исполнительница партий: Дива («Золотой век»), Жанна («Пламя Парижа»), Одиллия («Лебединое озеро», балетм. А. Ваганова), Зарема; Панна («Тарас Бульба», балетм. Ф. Лопухов), Дева-краса («Весенняя сказка»); др. партии: Заэль («Ручей»), Нирити («Талисман»), Царица вод («Конек-Горбунок»), Сванильда, Раймонда; фея Бриллиантов, принцесса Флорина («Спящая красавица»), Гамзатти, Эсмеральда, Медора; па-де-труа, Одетта — Одиллия («Лебединое озеро»), Лебедь («Лебединое озеро», балетм. А. Ваганова), Катерина («Катерина»), Смеральдина («Пульчинелла»), Тао Хоа; Жуанитта, Повелительница дриад, Китри («Дон Кихот»), Лауренсия; Коломбина («Медный всадник»). В 1935 исполнила партию Классической танцовщицы («Светлый ручей») в Малом театре.
Во время блокады Ленинграда возглавляла (в 1943) балетную труппу блокадного Городского театра. Поставила в Малом театре «Итальянское каприччио» (1945), где исполнила партию Мадлены. С 1950 педагог ЛХУ, 1963-69 МХУ и репетитор Большого театра. Среди ее учениц — Л. Климова, Л. Панова. Г. Полюх, П. Звонарева.
Иордан обратила на себя внимание уже в первые годы артистической жизни. Виртуозный, бравурный, «звонкий» танец, непринужденность и заразительность актерской игры, элегантная и эффектная манера держаться на сцене как нельзя лучше подходили к партиям Смеральдины, Дивы и особенно Китри. В 30-е гг. к этим качествам балерины добавилось умение глубоко продумывать свои партии, подчинять себе ритм роли, распределять ее кульминации.
Сочинения: Воспоминания О. Иордан о начале творческого пути.— Б-ка Ленингр. отд. ВТО (рукопись); Из дневника.— В кн.: Без антракта. Актеры города Ленинграда в годы блокады. Л., 1970.
Литература: Чернова Н. От Гельцер до Улановой.— М., 1949; Юбилей балерины О. Иордан.— Смена, 1936, 12 апр.; Розенфельд С. Ольга Иордан.— Искусство и жизнь, 1941, № 5.
А. Деген, И. Ступников