Fritz Busch
Семья скромного скрипичного мастера из вестфальского городка Зигена дала миру двух знаменитых артистов — братьев Буш. Один из них — прославленный скрипач Адольф Буш, другой — не менее известный дирижер Фриц Буш.
Фриц Буш учился в Кельнской консерватории у Бетхера, Штейнбаха и других опытных педагогов. Так же как и Вагнер, он начал свою дирижерскую карьеру в Рижском городском оперном театре, где проработал три года (1909—1311). В 1912 году Буш уже был «городским музикдиректором» в Ахене, быстро снискав известность исполнением монументальных ораторий Баха, Брамса, Генделя и Регера. Но служба в армии во время первой мировой войны прервала его музыкальную деятельность.
В июне 1918 года Буш вновь за дирижерским пультом. Он возглавил Штутгартский оркестр, сменив там известного дирижера М. фон Шиллингса, а в следующем году и оперный театр. Здесь артист выступает как пропагандист современной музыки, в особенности творчества П. Хиндемита.
Расцвет искусства Буша наступает в двадцатые годы, когда он руководит Дрезденской государственной оперой. С его именем связаны такие работы театра, как премьеры опер «Интермеццо» и «Египетская Елена» Р. Штрауса; под управлением Буша был также впервые поставлен на немецкой сцене «Борис Годунов» Мусоргского. Буш дал путевку в жизнь произведениям многих известных ныне композиторов. Среди них оперы «Протагонист» К. Вейля, «Кардильяк» П. Хиндемита, «Джонни наигрывает» Э. Кшенека. Вместе с тем, после сооружения в предместье Дрездена — Хеллерау «Дома фестивалей», Буш уделял пристальное внимание возрождению шедевров сценического творчества Глюка и Генделя.
Все это принесло Фрицу Бушу любовь аудитории и огромное уважение среди коллег. Многочисленные зарубежные гастроли еще более укрепили его репутацию. Характерно, что когда Рихард Штраус был приглашен в Дрезден продирижировать оперой «Саломея» в связи с двадцатипятилетием первой постановки, он мотивировал свой отказ выступить так: «Точно так же как двадцать пять лет назад не автор, а руководитель Дрезденской оперы, великолепный Шух помог «Саломее» победить, так и теперь достойный преемник Шуха,замечательный Буш должен сам провести юбилейный спектакль. Мои произведения требуют дирижера с отличной рукой и абсолютным авторитетом, и таковым является только Буш».
Фриц Буш оставался директором Дрезденской оперы до 1933 года. Вскоре после захвата власти нацистами фашистские молодчики устроили прогрессивному музыканту безобразную обструкцию во время очередного спектакля «Риголетто». Прославленный маэстро должен был оставить свой пост и вскоре эмигрировал в Южную Америку. Живя в Буэнос-Айресе, он продолжал дирижировать спектаклями и концертами, успешно гастролировал в США, а до 1939 года и в Англии, где пользовался большой любовью публики.
После разгрома гитлеровской Германии Буш вновь регулярно приезжает в Европу. Последние триумфы артист завоевал выступлениями на Глайндборнском и Эдинбургском фестивалях в 1950—1951 годах. Незадолго до смерти он с блеском провел в Эдинбурге «Дон-Жуана» Моцарта и «Силу судьбы» Верди.
"Современные дирижеры", М. 1969.