«Мельник — колдун, обманщик и сват» — комическая опера Михаила Соколовского в 3 действиях, либретто А. Аблесимова.
Премьеры первых постановок: Москва, Театр Медокса, в доме Воронцова на Знаменке, 20 января 1779 г.; Петербург, Зимний дворец, 9 февраля 1779 г.
Опера сочетает разговорные сцены с музыкальными номерами. А. Аблесимов написал текст пьесы и подобрал к ней песни, М. Соколовский сделал обработку песен и оркестровку, а также сочинил драматургически важные номера. Произведение, дошедшее до нас в версии 1806 г., долгое время приписывалось Е. Фомину (даже было издано под его именем в конце XIX в.); позднее считалось, что Фомин сделал новую аранжировку и, возможно, сочинил увертюру. В настоящее время мнение о его причастности к созданию или обработке оперы опровергнуто, увертюра же, по традиции исполнявшаяся в постановках, как выяснилось, представляет собой I ч. симфонии Э. Ванжуры.
«Мельник» — едва ли не самая популярная русская опера XVIII в., единственная, сохранившаяся в репертуаре русского театра XIX в. Успех был обусловлен ярко национальным характером и демократизмом пьесы и музыки. Впервые на русской сцене мелодии народных песен стали средством раскрытия жизни народа. Ценность произведения — в правдивом воссоздании народного быта, обрядов, в характерности образов.
Мельник не только корыстен, но и сметлив, находчив, хитер; в нем есть подлинная удаль и размашистость. Выразительны фигуры Анкудина и Фетиньи — родителей Анюты. Многие песни оперы, как, например, «Ходил молодец на Пресню» (на мелодию городской песни «Как ходил, гулял Ванюша»), пользовались популярностью у демократической аудитории. Нередко музыка углубляет и обогащает внутренний мир героя. Так, заунывно-грустная думка Филимона выражает его мысли и чувства значительно ярче, чем текст.
Судьба «Мельника» сложилась счастливо, долгие годы он не сходил со сцены. В основных его партиях выступали крупнейшие мастера русского театра, от А. Крутицкого и Е. Сандуновой до М. Щепкина и О. Петрова. Исполнялся он и в XX в.: Москва, Опера Зимина, 9 февраля 1915 г. (оркестровка Е. Букке, постановка П. Оленина; в III д. были включены русские народные песни в обработке Н. Римского-Корсакова); Париж, 14 июля 1929 г. (в редакции Н. Черепнина, на французском языке); Дом культуры Московского университета, силами студентов — участников Оперной студии, на торжествах в честь 200-летия университета, 1955 г.
А. Гозенпуд
Действующие лица:
• Анкудин, крестьянин, бас
• Фетинья, его жена, меццо-сопрано
• Анюта, их дочь, сопрано
• Филимон, однодворец, тенор
• Фаддей, мельник, бас
Первое действие
Давно толкуют в народе, что мельницы — прибежище чертей, домовых и прочей нечисти. Но старый мельник, сколько лет ни живет здесь, а ни черта, ни дьявола в глаза не видел. Впрочем, раз уж прослыл он всесильным колдуном, умеющим укрощать нечистую силу, значит можно извлекать из этого всю возможную выгоду. А вообще мельник уверен — кто сметлив да хитер, тот без всякой нечисти сумеет провести за нос любого простака. Вот и сейчас хитрец без особого труда дурачит молодого парня Филимона, который пришел с просьбой погадать — найдутся ли пропавшие кони. Завязав Филимону глаза, он производит «адский» шум при помощи старого жернова и, инсценируя разговор с нечистой силой, сам себе отвечает измененным голосом. Проницательному мельнику сдается, что не только пропажа коней кручинит бедного парня. Так оно и есть: на расспросы старика Филимон отвечает, что полюбил молодую девушку Анюту, да со свадьбой дело не ладится. Мать Анюты — Фетинья происходит из обедневшего дворянского рода, а потому хочет отдать дочь непременно за дворянина. Отец же Анюты — Анкудин, честный пахарь, прочит дочь за такого же крестьянина, как и он сам. Мельнику не раз приходилось улаживать подобные дела, и он берется высватать Анюту Филимону.
Второе действие
Не откладывая дела в долгий ящик, мельник приходит ко двору Анкудина побеседовать с Фетиньей. Он намекает чванливой дворянке, что по ее вкусу нашел для Анюты жениха-дворянина. «Колдун» согласен погадать, чтобы Анюта с Фетиньей сами увидели суженого. Спрятав Филимона за большим деревом, он дает девушке зеркальце. Едва она взглянула в него, как Филимон по знаку мельника показывается из-за дерева. Увидев в зеркале отражение Филимона, Анюта радуется — ее суженый тот, кого она любит. Фетинью же мельник посылает пройтись по тропинке — первый, кто попадется ей навстречу, и будет женихом Анюты. Не успевает она сделать несколько шагов, как Филимон вновь выходит из-за дерева, и перед Фетиньей предстает будущий муж дочки. Тем временем возвращается с поля Анкудин. С ним договориться легче всего. Ему мельник попросту рассказывает, что нашел для Анюты жениха — честного и трудолюбивого хлебопашца. Анкудин согласен, но между ним и сварливой женой возникает ссора. Ни Анкудин, ни Фетинья не хотят поступиться своим выбором.
Третье действие
Фетинья спешит выдать замуж дочь, пока Анкудин не привел жениха-крестьянина. Поэтому она созвала подруг Анюты и деятельно готовится к свадьбе. Но вот приходит мельник и приводит с собой Филимона. Все узнают в нем того самого человека, который всем являлся в гаданиях. Оказывается, именно о нем и думал каждый в отдельности. Но кто же такой Филимон? Как может он угодить разноречивым пожеланиям матери-дворянки и отца-крестьянина? Неужели мельник пустился на обман? Ничуть не бывало. Оказывается, Филимон — однодворец. Он, как поясняет мельник, —
...сам помещик, сам крестьянин,
сам холоп и сам боярин,
сам и пашет и орет,
и с крестьян оброк берет.
Теперь ничто не мешает свадьбе. Радостные и довольные, все благодарят смекалистого мельника — ловкого «колдуна» и умелого свата.