Le mariage aux lanternes
Оперетта Жака Оффенбаха в одном действии. Пьеса М. Карре и Л. Баттю.
Первое представление состоялось 10 октября 1857 года в Париже.
Содержание излагается по русскому переводу Б. Тимофеева.
Действующие лица:
Гильом, молодой крестьянин; Дениза, девушка-сирота, его воспитанница; Катрин и Фаншетта, крестьянки.
Действие происходит во Франции в 1830—40-е годы.
«Помолвка при фонарях», ранняя оперетта Оффенбаха, начала свою сценическую жизнь в 1857 году. Однако история ее создания началась в 1853 году, когда композитор написал свою вторую музыкально-сценическую пьесу — миниатюрную комическую оперу «Сокровище Матюрена». Композитор не имел тогда возможности поставить ее на сцене, и состоялось лишь концертное исполнение. После того как в 1855 году Оффенбах открыл собственный театр, он получил эту возможность.
Маленькие бульварные театры типа оффенбаховского «Буфф-Паризьен» имели право ставить пьесы, в которых принимало участие не более четырех действующих лиц. «Помолвка при фонарях» удовлетворяет этому условию. Однако композитор умело извлекает максимум выразительности и разнообразия из предоставленных ему средств. В оперетте семь вокальных номеров: терцет, разнохарактерные дуэты, квартеты. Музыка ее отличается изящной простотой, порою даже наивностью. Это тонкая стилизация патриархально-идиллической обстановки сохранившегося исстари крестьянского быта.
Первое действие
Сельская местность, крыльцо крестьянского дома, неподалеку от него — большое дерево. На скамье под ним грустит Дениза. Входит Гильом и сразу же дает ей уйму поручений. Их сцена «Что скажет дядя Ипполит» по существу монолог Гильома, сопровождаемый односложными репликами девушки. Дениза принимается за работу, а Гильом добродушно объясняет публике: он вовсе не строгий хозяин, но Дениза последнее время очень грустна и ведет с кем-то тайную переписку... А глупости из девичьей головы можно выбить только работой, усталостью. Молодой крестьянин не хочет признаться себе, что попросту ревнует.
Соседки Гильома Катрин и Фаншетта — молодые вдовы. Они очень дружны и делятся тайнами: каждая подозревает Гильома в неравнодушии к ней. Назревает ссора, но потом вдовушки решают, что сосед их недоcтоин, и переходят к воспоминаниям. Звучит их дуэт «Ах, как меня муженек мой любил». Появляется подвыпивший Гильом. Катрин и Фаншетта подшучивают над ним. Гильом признается, что хочет жениться и даже написал об этом дяде Ипполиту, от которого полностью зависит, но ответ что-то задерживается. В эту минуту вбегает Дениза с долгожданным письмом. В терцете Гильома и соседок «Итак, Гильом, что же в этом письме» выражается общее нетерпение и любопытство.
«Дарю я тебе ценный клад, — читает крестьянин. — Ты найдешь его ровно в полночь под большим деревом...» Гильом счастлив: ведь разбогатев, он сможет жениться! Вдовушки, вдохновленные новостью, наперебой ухаживают за ним. Гильом велит Денизе принести вино и стаканы. Весело звучит квартет «Если ты закончил работу». Совершенно опьянев, Гильом смачно целует обеих соседок и, напевая, уходит. Катрин и Фаншетта обвиняют друг друга в непозволительном кокетстве. Сварливый дуэт «Вот нахалка! Просто жалко ей ответить взглядом» переходит в драку.
Близится полночь. С письмом в руке из дома выходит Дениза. Дядя Ипполит написал и ей, притом очень загадочно: «Желаю тебе найти хорошего мужа. Когда пробьет полночь, будь на скамье под большим деревом...» Но ведь ей не нужен неизвестно кто. Она любит Гильома, а тот даже не смотрит на нее, увлеченный то ли Катрин, то ли Фаншеттой, то ли обеими сразу...
Колокол возвещает полночь. Дениза садится на скамью. С разных сторон появляются Гильом с фонарем и лопатой, Катрин и Фаншетта, тоже с фонарями. Звучит канонический квартет «Слышу звон старинной башни» — ясный, пасторальный, в духе музыки Моцарта. Гильом начинает копать, вдовы настороженно следят за ним. Усталая Дениза ничего не видит — она задремала. Неожиданно Гильом замечает ее. Он слышит, как во сне девушка называет его любимым. Счастливый Гильом подходит поближе и видит письмо в руке Денизы. Он читает его и понимает, что Дениза и есть тот клад, который предназначил ему дядюшка Ипполит. Девушка просыпается, и Гильом торжественно объявляет, что нашел клад. Вдовушки бросаются к нему с требованием своей доли: ведь клад нашелся на общей земле... Но Гильом смеется над ними: этим кладом нельзя делиться! И сообщает о своей помолвке. Радостным финалом «Всех зовем на нашу свадьбу» заканчивается спектакль.
Л. Михеева, А. Орелович