Colin Davis
В сентябре 1967 года Колин Дейвис был назначен главным дирижером оркестра «Би-би-си», став, таким образом, самым молодым руководителем одного из лучших английских оркестров за всю его историю — с 1930 года. Однако это никого не удивило, ибо артист сумел уже завоевать прочную репутацию, получил признание и за рубежами Англии.
Впрочем, первые шаги Дейвиса на дирижерском поприще были нелегкими. В юные годы он учился игре на клармете в Королевском музыкальном колледже в Лондоне и, окончив его, около четырех лет играл в ряде оркестров.
Впервые Дейвис взял в руки дирижерскую палочку в 1949 году, продирижировав вновь созданным любительским «Кальмар-оркестром», а на следующий год стал во главе небольшой труппы «Челси опера груп». Но она просуществовала лишь несколько месяцев, и Дейвис, оставивший профессию кларнетиста, долго был без работы. Изредка ему доводилось дирижировать профессиональными и любительскими хорами и оркестрами. В конце концов «Би-би-си» пригласила его ассистентом дирижера своего Шотландского оркестра в Глазго. А вскоре после этого он дебютировал в Лондоне концертом в цикле «Молодые дирижеры», и газета «Ивнинг ньюс» отметила «незаурядный дирижерский талант этого кларнетиста». Тогда же Дейвису довелось заменить заболевшего Клемперера и продирижировать концертным исполнением «Дон Жуана» в «Ройял Фестивал-холл», затем выступить вместо Томаса Бичема и провести восемь спектаклей «Волшебной флейты» в Глайндборне. В 1958 году он стал уже дирижером труппы «Сэдлерс-Уэллс», а в 1960 году — главным дирижером театра.
В последующие годы известность Дейвиса росла очень быстро. Записи на пластинки, выступления по радио и телевидению, концерты и спектакли следуют один за другим. Девис побывал в большинстве европейских стран; в 1961 году он успешно выступал в СССР.
В его программах были Фантастическая симфония Берлиоза, Траурно-триумфальная симфония Бриттена, Концерт для двойного струнного оркестра Типпетта, Симфония в трех частях Стравинского и ряд других сочинений. Советская публика сразу полюбила молодого артиста.
К. Дейвис сам считает себя прежде всего музыкантом, а затем уже дирижером. Отсюда и его репертуарные симпатии. «Я одинаково люблю и оперу и концертную эстраду, — говорит он. — Ведь для музыканта важен прежде всего вопрос о качестве музыки, а не о ее форме». Вот почему имя Колина Дейвиса одинаково часто можно увидеть и на концертных, и на театральных афишах: он постоянно ведет спектакли в «Ковент-Гардене», много концертирует, пропагандируя современную музыку английских композиторов — Бриттена, Типпетта. Ему близки сочинения Стравинского, а из классиков он чаще всего дирижирует Моцарта.
Л. Григорьев, Я. Платек, 1969