Israel Gusman
Советский дирижер, народный артист РСФСР. За последнее время Горьковская филармония стала одной из лучших в стране. Город на Волге явился родоначальником фестивального движения. Горьковские фестивали современной музыки были значительными событиями в музыкальной жизни Советского Союза. Один из инициаторов этого - прекрасного начинания — опытный музыкант и энергичный организатор И. Гусман.
На протяжении долгих лет Гусман сочетал учебу с работой. Занятия в техникуме имени Гнесиных он совмещал с работой в симфоническом оркестре Московской филармонии (1933—1941), где играл на ударных инструментах и на гобое. Затем, став студентом Московской консерватории, он с 1941 года овладевал дирижерским мастерством под руководством профессоров Лео Гинзбурга и М. Багриновского. В период Великой Отечественной войны Гусман учился на военном факультете консерватории. Позже он находился в действующей армии, руководил фронтовым духовым оркестром 4-го Украинского фронта, а также Прикарпатского военного округа. В 1946 году ему была присуждена четвертая премия на Всесоюзном смотре молодых дирижеров в Ленинграде. После этого Гусман около десяти лет стоял во главе симфонического оркестра Харьковской филармонии. А с 1957 года он является главным дирижером симфонического оркестра Горьковской филармонии, который за последнее время достиг значительных творческих успехов.
Обладая широким репертуаром как в области классики, так и в современной музыке, Гусман регулярно принимает участие в разнообразных фестивалях, декадах, композиторских форумах. Среди крупных работ дирижера — «Страсти по Матфею» Баха, «Времена года» Гайдна, реквиемы Моцарта, Верди и Бриттена, все симфонии Бетховена, «Жанна д'Арк на костре» Онеггера, а из советской музыки — «Александр Невский» Прокофьева, Тринадцатая симфония Шостаковича, «Патетическая оратория», «Поэма памяти Сергея Есенина» Свиридова и многие другие сочинения. Большинство из них прозвучало в Горьком под его управлением. Гусман постоянно выступает в Москве. В Большом театре под его управлением шла «Пиковая дама». Будучи отличным ансамблистом, он выступает с ведущими советскими и зарубежными исполнителями. В частности, он был партнером И. Козловского во время его концертов 60-х годов.
Л. Григорьев, Я. Платек, 1969