«Осуждение Лукулла» (нем. Die Verurteilung des Lukullus) / «Допрос Лукулла» (нем. Das Verhor des Lukullus) — опера П. Дессау в 12 сценах, либретто Б. Брехта.
Первое исполнение (закрытый просмотр, под названием «Допрос Лукулла»): Берлин, 17 марта 1951 г.
Премьера новой редакции («Осуждение Лукулла»): там же, 12 октября 1951 г.
В основе оперы — радиопьеса Брехта «Допрос Лукулла», созданная осенью 1939 г. Как и все творчество этого писателя, она носит антифашистский характер и направлена против захватнических войн. Появившаяся в начале Второй мировой войны, пьеса завершалась в преддверии приговора: автор оставлял истории вынести его. В послевоенной Германии, в ГДР, Брехт создал на основе пьесы либретто для оперы Дессау, которая была исполнена и вызвала нападки официозной критики. Писатель и композитор переработали оперу. Окончательная редакция текста содержит не только суд, но и приговор — отсюда изменение заглавия и характера сочинения.
Герой оперы — римский полководец Лукулл, составивший себе грабительскими войнами огромное состояние. Действие начинается со сцены торжественного погребения Лукулла, «подвиги» которого, перечисленные на гигантском фризе, изучают дети в школах. Умерший вступает в царство теней, где должна решиться его судьба: попадет ли душа в обитель блаженных или в Гадес (ад). Его подвергают допросу, выступают свидетели — убитые, замученные, лишенные крова и пищи люди. Тщетно Лукулл пытается доказать, что все содеянное им было направлено на благо Рима. Полководец разорил и уничтожил 53 города. Кровопийца, тиран, мучитель, сластолюбец и обжора, он не совершил за всю жизнь ни одного доброго поступка. Суд теней изрекает приговор: Лукулл превратится в ничто, как и все подобные ему.
Музыка гибко следует за текстом. Композитор пародийно использует оперные приемы, вскрывая несоответствие между величественной позой и ничтожеством своего героя. Но в вокальных партиях жертв Лукулла Дессау достигает большой эмоциональной силы. Чтобы подчеркнуть политическую направленность произведения, авторы ввели комментирующих действие персонажей — женский и мужской голоса.
Работа над оперой не прекратилась и после премьеры. Сначала Дессау вносил изменения совместно с Брехтом, а после смерти драматурга — один (премьера последней редакции — 10 февраля 1960 г.).
А. Гозенпуд