Leonid Lavrovsky
Настоящая фамилия — Иванов. Народный артист СССР (1965), лауреат Сталинских премий (1946, 1947, 1950). Окончил Петроградское хореографическое училище в 1922 (ученик В. Пономарева). В 1922-35 солист Мариинского театра. Участник вечеров «Молодого балета».
Принимал участие в премьере «Танцсимфонии»; др. партии: Приближенный хана («Конек-Горбунок»), Жан де Бриен («Раймонда»), Юноша («Шопениана»), Амун («Египетские ночи»), Принц («Лебединое озеро»), Граф («Лебединое озеро», балетм. А. Ваганова), Молодой кули («Красный мак»), Актер («Пламя Парижа»), Купец, Раб («Корсар»), Фашист («Золотой век»).
Танцовщик лирико-романтического плана, Лавровский рано увлекся сочинением танцев. «Я начал с постановки концертных номеров. В работе над ними я болел «импрессионизмом», увлекался танцем настроений, воспроизводящим только эмоциональное состояние. Вершиной этого этапа я считаю «Симфонические этюды» Шумана, осуществленные мной с учениками Хореографического техникума в 1930 году» (Л. Лавровский).
Первый вариант балета «Фадетта» был поставлен в ЛХТ в 1933/34. В 1936 балетмейстер переработал его для Малого театра. Сценография балета «Катерина» (ЛХТ — 1935, Театр им. Кирова — 1936) сделан Лавровским на историческом материале о крепостных актерах начала XIX в.
В 1935-38 Лавровский — художественный руководитель балета Малого театра. Он реставрировал «Тщетную предосторожность». В 1938, в связи со 100-летием со дня смерти Пушкина, поставил балет «Кавказский пленник» Б. Асафьева.
«Все эти балеты оказались лишь подступами к цели. Она — в постановке на сцене Театра им. Кирова балета «Ромео и Джульетта». В эту работу Лавровский вложил все свое умение, знание и талант и был награжден сторицей. Привлекает и музыка, и хореография, и живопись, и исполнители. А надо всем реет бессмертный дух трагедии Шекспира» (Ф. Лопухов).
Создание «Ромео и Джульетты» — итог и вершина поисков советского балета 30-х гг. В этой мимической драме трудно провести грань — где кончается танец и где начинается классический речитатив-пантомима, слитая с музыкой и проникнутая ее ритмом и содержанием. Балет не сходит со сцен театров Ленинграда, Москвы (постановщик возобновил спектакль в ГАБТе в 1946) и др. городов СССР, неоднократно и с успехом показывался советскими артистами за рубежом.
В 1938-44 Лавровский — худ. рук. балета Театра им. Кирова (в 1942-43 одновременно работал в Театре им. Спендиарова). В 1944-64 главный балетмейстер Большого театра (с некоторыми перерывами). Помимо восстановления «Жизели» и редактирования «Раймонды» поставил в ГАБТе «Красный мак» (1949), «Сказ о каменном цветке» С. Прокофьева (1954), «Паганини» на муз. С. Рахманинова (1960), «Ночной город» (1961), «Страницы жизни» А. Баланчивадзе (1961) и др. В 1961-62 поставил «Сказ о каменном цветке» в Хельсинки, «Ромео и Джульетту» — в Будапеште.
С 1948 педагог балетмейстерского факультета ГИТИСа (с 1952 профессор). В 1959-64 балетмейстер первого советского ансамбля «Балет на льду». В 1964-67 худ. рук. МХУ.
Сочинения: Работа балетмейстера.— В кн.: «Катерина». Л., 1935: Балетмейстер о спектакле.— В кн.: «Фадетта». Л., 1936; Моя постановка.— В кн.: «Тщетная предосторожность». Л., 1937; Либретто и постановка «Кавказского пленника»,— В кн.: «Кавказский пленник». Л., 1938; Реализм и условность в балетном спектакле.— Искусство и жизнь, 1939, № 11, 12; Пути и судьбы советского балета.— Сов. культура, 1968, 3, 8 апр.
Литература: Л. М. Лавровский. Документы, статьи, воспоминания.— М., 1983; Луцкая Е. Л. М. Лавровский.— В кн.: Мастера Большого театра. М., 1976; Михайлов М. Юность Леонида Лавровского.— В кн.: Молодые годы ленинградского балета. Л., 1978; Рославлева Н. Жизнь, отданная балету.— Муз. жизнь, 1968, № 3: Головкина С. Л. М. Лавровский,— Театр. 1968, № 5; Львов-Анохин Б. Леонид Лавровский.— Муз. жизнь, 1980, № 23; Иноземцева Г., Фокина Е., Константинова В. Жизнь в неустанном поиске.— Сов. балет, 1985, № 5.
А. Деген, И. Ступников