Легкость восприятия, ощущение глубокой традиционности, «русского духа» – и вместе с тем удивительная свежесть интонаций… такое сочетание качеств отличает музыку русского композитора Леонида Павловича Клиничева.
Родина композитора – город Старый Крым, расположенной недалеко от Феодосии. По материнской линии в роду были казаки, и одной из любимых книг в семье был роман Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон» – и Леонид тоже очень рано полюбил это произведение (родители даже пытались отобрать у него книгу, полагая, что ребенок еще не готов ее читать). Музыкантов в семье не было – мать была ветеринаром, отец – зоотехником. Тем не менее, классическую музыку они любили – и любовь эту привили сыну. Вернувшись с фронта, отец привез ему аккордеон – и Леонид с увлечением принялся осваивать инструмент. Одаренный мальчик преуспел в этом настолько, что в одиннадцатилетнем возрасте начал зарабатывать игрой на танцах, материально поддерживая семью. Тогда же он начал сочинять музыку – по воспоминаниям композитора, источником вдохновения для его импровизации становились индюки, утки и куры, бегавшие по двору.
Обучаться музыке профессионально Леонид Клиничев начал, когда семья переехала в Душанбе. Здесь он стал студентом композиторского отделения музыкального училища. Композитор считает большой удачей тот факт, что ему посчастливилось обучаться у Сергея Артемьевича Баласаняна, который в то время курировал училище. Одним из самых ярких воспоминаний тех лет стал момент, когда он впервые услышал свое сочинение в исполнении другого музыканта: пианист исполнил его сюиту «В пионерском лагере».
После окончания училища Клиничев обучался в Ташкентской консерватории у Бориса Исааковича Зейдмана, но каждый год приезжал в Москву к Баласаняну, чтобы продемонстрировать ему свои сочинения. В дальнейшем он учился у Баласаняна в аспирантуре Московской консерватории. Еще до окончания аспирантуры ему было предложено возглавить композиторский факультет нового учебного заведения – консерватории, открывшейся в Ростове-на-Дону. Для композитора это был не просто удачный шаг в карьере – ведь все, что связано с казачеством, с детства занимало его мысли, и возможность работать на Кубани его очень обрадовала. В Ростове-на-Дону он не только преподавал и руководил работой факультета – он организовывал фольклорные экспедиции. Он поставил себе цель – записать все казачьи песни, о которых Шолохов упомянул в «Тихом Доне» – таковых было около четырех десятков. Эта работа была начата в 1969 г. и завершена к началу 1980-х гг.
Глубочайшие познания в фольклоре юга России позволили Клиничеву создать музыку к трем фильмам о Шолохове, кинокомедии «Дело было, да!», действие которой происходит в станице на Дону, а также принять участие в работе над документальным фильмом «Песни Тихого Дона». Кинорежиссер Леон Борисович Мазрухо – создатель этого фильма – познакомил его с Шолоховым. В разговоре с композитором писатель признался, что не может понять, каким образом сочиняют музыку, хотя многое в жизни понял. Клиничева же волновал другой вопрос – согласится ли Михаил Александрович на воплощение его романа «Тихий Дон» в балете. Провести «переговоры» на столь важную для него тему Леонид Павлович попросил Мазрухо. Шолохов не ответил прямо ни «да», ни «нет» – она сказал: «Что ж, и такое, наверное, бывает». Мазрухо посоветовал Клиничеву воспринимать это как согласие, а потом показать писателю хорошую запись – и композитор создал балетную музыку. Балет «Тихий Дон» поставил в Малом оперном театре (ныне Михайловский) Николай Николаевич Боярчиков в 1984 г.
Вскоре после завершения «Тихого Дона» композитор познакомился с Анатолием Вениаминовичем Калининым. Клиничев уже начал работать над оперой «Цыган» по его роману, который широко известен нашим соотечественникам благодаря экранизациям. Продемонстрировав писателю готовый музыкальный материал, он заручился согласием, однако работа над произведением растянулась на тринадцать лет. Первоначально это была камерная опера, затем появился более развернутый вариант – и, наконец, в 2002 г. композитор завершил окончательный вариант, который и был поставлен в Мариинском театре в 2005 г.
Перу Леонида Клиничева принадлежит множество обработок народных песен, пять симфоний, три концерта, хоровые сочинения на стихи Михайло Васильевича Ломоносова, Александра Сергеевича Пушкина, Томаса Элиота и других поэтов. В области оперного жанра композитор, разумеется, отдал дань своей любимой теме – казачеству, создав оперу «Казаки» по повести Льва Николаевича Толстого, но привлекают его и другие сюжеты. В трилогии, состоящей из одноактных опер, композитор воплотил оперы трех поэтесс – Анны Андреевны Ахматовой, Марины Ивановны Цветаевой и Зинаиды Николаевны Гиппиус.
Леонид Павлович продолжает и композиторскую, и педагогическую деятельность. Композитор признается, что его мечта – переделать все, что он когда-либо написал, ведь совершенствование не имеет предела.